Александр Караваев, политолог, научный сотрудник Института экономики РАН
Соглашение между Азербайджаном и Ираном о финансировании строительства участка железной дороги Астара-Решт на территории ИРИ, заключенное в ходе нынешнего визита иранского президента в Баку, относится к транспортному транзиту и опосредованно будет влиять на рост товарных двусторонних отношений, и на промышленные проекты, которые есть и еще будут.
За четыре года после снятия санкций с Ирана и за то время, когда Кремль подключился к выстраиванию линии взаимоотношений по тройке Баку-Тегеран-Москва, набралось определенное количество проектов, которые уже осуществлены в Азербайджане и которые должны будут стартовать с текущего года.
Эти проекты можно разделить на несколько групп. Самая основная – это те проекты, которые непосредственно связаны с железнодорожным и автодорожным транзитом. Они идут рука об руку, дополняют друг друга и связаны в целом с развитием сети железных дорог. И Азербайджан тут выступает выгодополучателем и инвестором. Это касается непосредственно приграничных стыковок в Астаре и в продолжении от Астары до Решта.
Азербайджан и Иран будут получать выгоды от транзита грузов после того, как эти линии соединятся, будут модернизированы и получат соответствующий современный облик. И соответственно, от транзита российской продукции.
Кроме этого, один блок связан с международным транспортным коридором (МТК) "Север-Юг". Второй блок стыкуется с МТК, но это уже конкретно двусторонние азербайджано-иранские проекты. Такие как предприятия по автомобильной сборке в Нефтчалы, фармацевтический завод и обсуждаемые будущие объекты, которые могут быть построены и запущены в действие в среднесрочной перспективе.
Эти проекты также непосредственно связаны с транспортной логистикой, но это уже идет как бы по горизонтали. Это следствие транспортной и энергетической связанности.
В этом же ряду можно упомянуть и различные двусторонние сделки по переработке промышленной продукции, включая хлопок, шелк. Одним словом, все, что может быть переработано как на территории Азербайджана, так и дальше отправлено на переработку. И это все является как бы следствием заключенных между странами соглашений.
Что же до нефтегазовой сферы, то главное, чего удалось добиться, так это вынести за скобки проблемы неурегулированного правового статуса на блоках месторождений, которые находятся на границе азербайджанского и иранского секторов, и перенести акцент на создание эксплуатирующих совместных предприятий.
Эти договоренности были достигнуты еще во время прошлого визита президента Азербайджана в Тегеран. Тогда было достигнуто принципиальное согласие о том, что Азербайджан и Иран начнут эксплуатацию совместных приграничных месторождений по такому же принципу, по которому ведется эксплуатация месторождений на стыке России и Казахстана.
Не думаю, что в ближайшие месяцы будет объявлено о создании некоего концерна или совместного предприятия. Но то, что все идет к этому – очевидно.
Что же до того, как такое сближение сказывается на армяно-иранских отношениях, то тут стоит отметить, что между Азербайджаном и Ираном больше перспективных проектов. Проекты же в направлении Армении имеют меньше перспектив для дальнейшего развития. Эти проекты есть и Иран будет продолжать взаимодействовать с Ереваном по тем темам, которые уже были раньше обозначены, но резон их развития ограничен как в геополитическом плане, так и в плане экономики.