По возрасту и статусу — почтенный старик и патриарх кинорежиссуры, а по факту… Как не подходят Митте эти слова — старик и патриарх. Его даже в этом возрасте можно спокойно назвать молодым человеком с живыми, блестящими глазами, которые продолжают жадно впитывать жизнь.
Однако, все же именно 85 лет тому назад, 28 марта 1933 года в Москве родился мальчик по фамилии Рабинович, нарекли которого Александром. Детство у Саши было далеко не безоблачным. Репрессированы были все его родные, кроме отца. Когда взяли мать, ему было всего четыре годика. Так что он провел несколько лет в детдоме, дожидаясь отца с фронта.
Саша не сразу окунулся в режиссуру, а учился и окончил архитектурный факультет МИСИ. Но как-то не сладилось у него с архитектурой. Митта начал работать как карикатурист в юмористических журналах и в частности в "Крокодиле". Именно там ему посоветовали сменить фамилию Рабинович, что он и сделал.
Однако, кино манило Сашу и он поступает во ВГИК и учится в мастерской у самого великого Михаила Ромма. В 1960 году, окончив режиссерский факультет ВГИКа, он спустя год совместно с Алексеем Салтыковым (бесконечно талантливым режиссером, незаслуженно забытым) снимает свой первый фильм "Друг мой Колька!". Фильм пользовался огромной популярностью, ибо для того времени картина была достаточно смелой. Еще через два года режиссер снимает приключенческую драму "Без страха и упрека", которая также не прошла незамеченной.
Шелленберг уходит, но шедевры вечны>>
На меня неизгладимое впечатление произвел третий фильм Александра Митты "Звонят, откройте дверь", который он выпустил в 1965 году. В главных детских ролях он снял Елену Проклову и Виктора Косых, которые в дальнейшем стали звездами советского кинематографа.
Фильм повествует о жизни пионеров шестидесятых годов. Сценарий картины написан известным драматургом Александром Володиным. Главную взрослую роль Павла Колпакова играл неповторимый Ролан Быков. Режиссеру удалось создать картину о простом маленьком человеке с большим и добрым сердцем, который в конце фильма и становится тем, на которого должны равняться пионеры.
Картина смотрится на одном дыхании несмотря на то, что история была очень простой и обыденной. В этом и ощущалось мастерство кинорежиссера. Когда я смотрел этот фильм, я был младше героев Прокловой и Косых, но тем не менее картина меня целиком захватила. Она пользовалась успехом у всех возрастов кинозрителей и у всех прослоек и именно этим отличаются, можно сказать, все фильмы Александра Митты. "Звонят, откройте дверь" получил заслуженное международное признание. Картина была удостоена Большого приза "Золотой лев святого Марка" на венецианском кинофестивале детских фильмов.
Далее последовал еще один шедевр Митты. В 1969 году режиссер завершил один из самых известных своих фильмов – "Гори, гори, моя звезда". Мало кому известно, что в главной роли Искремаса должен был сняться Ролан Быков, но трактовка образа режиссером отличалась от актерского чтения. Более того, фильм высокое начальство хотело запретить.
В этот день советский экран остался без Робин Гуда>>
Чиновники не хотели видеть в этой роли Быкова и не знали о том, что Митта также подумывает сменить Ролана на Олега Табакова. В итоге фильм был снят и стал одним из шедевров советского кинематографа. Кроме незабвенного Олега Табакова, в фильме создали незабываемые образы великие актеры Олег Ефремов и Евгений Леонов. Митта еще раз дал сверкнуть таланту юной Елены Прокловой, поручив ей главную женскую роль, с которой она блестяще справилась.
Потом была "Точка, точка, запятая" и совместный японо-советский фильм "Москва, любовь моя" с Комаки Курихара и Олегом Видовым в главных ролях.
Следующий фильм режиссера, который он выпустил в 1976 году, "Сказ про то, как царь Петр арапа женил". Митта в главной роли снял Владимира Высоцкого, на кандидатуре которого он настоял. Вместе с ним в фильме снимались Валерий Золотухин, Олег Табаков и целый ряд блестящих советских актеров. Картина, как, впрочем все фильмы Александра Митты, стала явлением в кинематографической жизни советского общества.
И наконец самый кассовый фильм Александра Митты. "Экипаж" — первый советский фильм-катастрофа. Эту картину купили 92 страны мира, и посмотрели 90 миллионов зрителей. Феноменально! Даже после того, как был снят новый вариант с Машковым и Козловским, картина все равно смотрится с неусыпным интересом. Режиссер в первой части фильма знакомит нас с жизненными перипетиями главных героев, а во второй — с их действиями в форс-мажорной ситуации. Митта снял в этом фильме Жженова, Филатова, Васильева, Яковлеву, которые своей игрой дополнили великолепную режиссуру очередного шедевра.
Кстати, за картину "Затерянный в Сибири" Митта чуть не получил "Оскара". Фильм был также признан весьма успешным всем мировым кинематографическим сообществом.
Штирлиц и Насими: казалось бы, никакой связи, но… >>
Успехом на территории постсоветского пространства пользовался поставленный Миттой телевизионный сериал "Граница: Таежный роман". За эту картину Митта был удостоен Государственной премии Российской Федерации.
В 2006 году Митта снял документальные фильмы, посвященные актерам Олегу Ефремову, Борису Барнету, Владимиру Басову, Леониду Филатову, а также двухсерийный документальный цикл про Евгения Леонова ("Евгений Леонов. Исповедь", "Евгений Леонов. А слезы капали…").
Митта и ныне, несмотря на солидный возраст, энергичен и полон жизненных планов. Он передает свой опыт молодым и преподает в "Школе-студии Александра Митты" в Москве. Мы, как и все поклонники его творчества, убеждены в том, что мастер еще не раз порадует нас своими шедеврами.