Александра Зуева
В последнее время напряжение между Западом и Турцией заметно усилилось. Это связано как с действиями Турции в Сирии, так и с ее сближением с Россией и Ираном. О том, к чему это может привести, Sputnik Азербайджан побеседовал с заместителем директора, координатором ближневосточных исследований Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрием Егорченковым.
- В каком состоянии сегодня на самом деле находятся отношения Турции и Запада?
— Отношения между Турцией и Западом наполнены духом неоднозначности – с одной стороны, существует известная напряженность в отношениях между Турцией и ЕС, вызванная, вероятно, уже несбыточными ожиданиями вступления турецкой стороны в данное интеграционное объединение, с другой стороны, Анкара по-прежнему входит в НАТО, что, однако, не снимает с повестки вопрос о пересмотре условий членства Турции в Североатлантическом альянсе, особенно ввиду последних противоречий вокруг поставок российских ЗРК С-400.
При этом мы видим, что у Анкары есть собственные геополитические интересы в регионе, которые нередко сталкиваются с интересами США и тех игроков, которых поддерживает Вашингтон, в частности, курдов.
- Сможет ли Турция остаться на своих позициях рядом с Россией и Ираном или в конечном счете все же уйдет на сторону Запада?
— На фоне стремительного развития ближневосточных событий и роста противоречий России и Запада, Турция сумела найти оптимальный вариант – некий баланс, который обеспечил бы поддержание на нужном уровне отношений с двумя сторонами, и при этом способствовал реализации основных задач турецкой внешней политики. Однако прозападный вектор в дипломатии Турции под влиянием региональной конъюнктуры ослабевает, уступая место более тесному сотрудничеству с Россией, а также Ираном.
В последнее время мы стали свидетелями интенсификации связей между Анкарой и Москвой на высшем уровне, развиваются как совместные взаимовыгодные торгово-экономическое проекты, так и тесное гуманитарное (туризм), а также военно-политическое сотрудничество, в особенности по сирийскому треку.
На Ближнем Востоке сложился своего рода геополитический треугольник с участием двух держав, а также Ирана, активная деятельность которого способствует стабилизации обстановки. У данного "триумвирата" имеются все предпосылки для продолжения межгосударственного диалога и перспектив вывода отношений на новый уровень, при этом без оглядки на позицию Запада и США, которые стремятся нивелировать достигнутые при участии России, Турции и Ирана дипломатические договоренности и диктовать собственную региональную повестку.
- Удастся ли Турции и дальше проводить свою линию в Сирии при том, что ее позиции отличаются от видения США?
— Турецко-американские отношения переживают не лучший период. Факторами-раздражителями выступают региональное соперничество, обвинения властей Турции в адрес Вашингтона в поддержке курдских формирований, а также проблема вокруг выдачи лидера движения FETO Фетхуллаха Гюлена, который, как считает турецкое руководство, выступал организатором неудавшейся попытки военного переворота в 2016 году.
Вопрос стратегического характера, вызывающий негативные эмоции у США – активное участие Турции в кооперации с Россией и Ираном по сирийскому урегулированию, которое дополнительно усиливает турецкие позиции в региональном разрезе. Вашингтон вряд ли пойдет на серьезные уступки по сирийскому треку и поддержке курдов, что препятствует нормализации двусторонних отношений, в этой связи Турция продолжит реализацию собственной внешнеполитической линии в регионе, однако, не откажется от диалога с американской стороной, дабы не довести это столкновение интересов до критической отметки.