БАКУ, 14 мар — Sputnik, Ирада Джалил. Оползни в последнее время активизировались не только на Баиловском склоне – в поселке Нубар в Абшеронском районе в результате смещения пластов земли обрушилось несколько домов, разрушена дорога.
Специалисты объясняют это тем, что склон в поселке был срезан, а на его месте построены новые дома. И люди, не задумываясь по поводу возможного ущерба, продолжают строить на месте разрушенных домов новые.
На днях в министерстве экологии и природных ресурсов АР сообщили о том, что несмотря на отсутствие изменений в оползневой зоне на Баиловском склоне, серьезная активность наблюдается на территории поселка Нубар Абшеронского района, поселка Масазыр и в оползневых зонах в поселке Зых Сураханского района Баку.
Корреспондент Sputnik Азербайджан побывала в Нубар, где встретилась с местными жителями. Прежде всего следует отметить, что поселок находится вдалеке от Баку, у трассы, ведущей в Шемаху. Сворачивая с асфальтированной дороги к поселку, сразу попадаешь на проселочную дорогу. И тут же сразу перед глазами встают дома, обрушенные оползнем, а рядом – строящиеся. При этом со стороны кажется, что дома выстроены в ряд у подножия склона.
Отколовшаяся от горы глыба едва не убила водителя >>
Длительное время оползень находится в активной фазе, поэтому теперь проехать внутрь поселка на автомобиле невозможно. B некоторых местах смещенные пласты земли перекрыли дорогу, местами здесь не пройти из-за ям и ухабов, заполненных грязью и слякотью.
По словам местных жителей, поселок начал застраиваться десять лет назад. Раньше у подножия склона стояло всего несколько домов. Но в последние годы число домов стало стремительно расти. При этом коммунальные линии и дороги поселка еще не проработаны. А тут еще и оползень держит в страхе людей.
С жильцами обрушенных домов поговорить не удалось, но по словам других жителей, когда они покупали здесь землю, то понятия не имели, что когда-то здесь может произойти оползень. Проблемы начались спустя некоторое время после того, как они построили свои дома.
Ни дома, ни денег: жители Баиловского склона сетуют, что пострадали дважды >>
В настоящее время оползень активизировался на вершине склона, что угрожает всем домам в поселке. По словам жителя Нубара Агаджана Ахмедова, они давно уже не спят спокойно по ночам — боятся, что земля начнет "съезжать" в любую минуту.
Но люди ничего не могут поделать – в поселке живут малообеспеченные семьи, которые не могут себе позволить купить землю в другом месте и построить новые дома.
При этом они, предполагая, что могли допустить определенные ошибки во время строительства, решили построить новые дома вместо старых.
Однако, по мнению специалистов, это не поможет. Так, глава экспедиционной группы геологического планирования Национальной службы геологической разведки министерства экологии и природных ресурсов Азиз Гаралов в беседе со Sputnik заявил, что оползни в указанной зоне будут продолжаться, и дома вновь обрушатся.
По его словам, оползни в поселке Нубар начались в начале 2017 года. А 12 лет назад там произошло извержение грязевого вулкана, именуемого Боздаг.
"Я был там во время извержения. Тот самый вулкан периодически извергается, а это означает, что его содержимое разошлось по всей территории", – сказал Гаралов.
Когда в то время произошло извержение, домов еще не было, их построили позже. И строить их по сути стали не на вулканических породах, а на осадочных: "Они срезали склон вертикально и начали строить дома. Наклон там в настоящее время составляет 40-50 градусов, а в некоторых местах – еще больше".
Гаралов добавил, что активизация оползней происходит в результате техногенных факторов, а также вмешательства человека в природу. Так, жители Нубара спускают сточные воды в почву, земля насыщается влагой, что и провоцирует смещение пластов.
"Мы неоднократно предупреждали местных жителей, что нельзя трогать склон, потому как в результате пострадают они сами. Они думали, что земля сойдет и остановится, но нас самом деле все не так, оползень, трещины появляются постоянно", — сказал эксперт.
Гаралов указал, что строительство в указанной зоне однозначно должно оставаться под контролем соответствующих органов: "Существуют местные органы власти, которые должны предотвращать подобное. Этот вопрос не входит в нашу компетенцию", — заключил Гаралов.