Александра Зуева, Sputnik Азербайджан
На днях в ходе переговоров с президентом США Дональдом Трампом премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху назвал Иран крупнейшим вызовом для обеих стран на Ближнем Востоке. О том, как стоит расценивать данное заявление и саму ситуацию на Ближнем Востоке, Sputnik Азербайджан расспросил израильского журналиста Михаэля Бородкина.
— Как расценивать заявление Нетаньху и стоит ли ожидать жестких последствий для Ирана?
— Насколько можно судить, израильский лидер не сказал ничего нового. Он много лет последовательно называет Иран главной стратегической угрозой существованию Израиля, что связано с активной иранской экспансией в регионе, спонсированием Тегераном ливанских и палестинских террористических группировок, резкими антиизраильскими заявлениями иранских лидеров, угрозами уничтожить Израиль и так далее.
Нетаньяху давно говорит, что Иран сегодня стал также главной угрозой и для арабских государств, а это создает какие-то предпосылки для сближения, хотя арабские лидеры, по крайней мере публично, воздерживаются от заявлений по поводу дружбы с Израилем. Впрочем, в последнее время арабские СМИ пишут о продвижении новой саудовской мирной инициативы, возможно, она принесет какие-то плоды в сфере нормализации израильско-арабских отношений.
— Израиль и США сегодня, можно сказать, максимально близки, чего ждать от такого тандема на Ближнем Востоке?
— Самый оптимистичный сценарий — что президент Дональд Трамп, возможно, сумеет сделать то, чего не удавалось многим его предшественникам и возобновить реальный мирный процесс между Израилем и арабскими государствами.
Трампу удалось восстановить политические отношения с Израилем, пошатнувшиеся при Обаме (надо сказать что, несмотря на прохладное отношение Обамы к Израилю, ни экономические, ни военные связи двух стран практически не пострадали, ухудшение было только в политической сфере), а также Трамп сумел снова вернуться к альянсу с арабами, отвергнутому Обамой.
Нельзя исключить, что Трамп сумеет предложить сделку, как он сам говорит, устраивающую все стороны. Правда, палестинское руководство уже отвергло США как посредника, но Саудовская Аравия и Египет вполне могут заставить лидеров ПА передумать. Но это самый оптимистичный сценарий, ведущий к революционным без преувеличения изменениям баланса сил в регионе. Как минимум — возможно, США сумеют способствовать развитию тайного сотрудничества Израиля с арабскими странами на фоне общей угрозы.
— Есть ли действительно предпосылки к военному конфликту между Израилем и Ираном, как сейчас об этом говорится?
— Если мы говорим о большой войне, при которой Иран запускает ракеты со своей территории в сторону Израиля, а израильская авиация бомбит иранские ядерные и военные объекты, то вероятность такого конфликта по-прежнему невелика. Если же мы говорим о столкновении Израиля и Ирана в Сирии и Ливане, то здесь, действительно, в последнее время сложилась напряженная обстановка, так как Иран старается расширить военное присутствие в Сирии, а Израиль неоднократно говорил, что расценивает это как стратегическую угрозу и намерен принять контрмеры.
В случае войны между Израилем и Ираном дестабилизирован будет не только Южный Кавказ>>
Если Иран продолжит строить военные заводы в Ливане и Сирии и разворачивать там свои базы, то Израиль, скорее всего, будет вынужден атаковать эти объекты, как угрожающие безопасности страны. К сожалению, такой конфликт может повлечь за собой быструю эскалацию напряженности.
— Какова ситуация вокруг самого Нетаньяху в Израиле?
— Против премьер-министра продолжается расследование по нескольким делам. Как я уже говорил, с точки зрения закона он может продолжать занимать свой пост вплоть до предъявления обвинений. Но СМИ и оппозиция оказывают на него сильное давление, утверждая, что он обязан уйти в отставку по этическим соображениям. Сторонники Нетаньяху в ответ говорят, что это будет означать самый настоящий переворот, и настаивают на том, что он обязан остаться, так как премьера можно сменить только путем выборов.
На данный момент решение по поводу передачи дела в суд или закрытия еще не принято, и идет информационная борьба между премьером и его противниками. Общественное мнение сейчас настроено скорее сочувственно к Нетаньяху и его популярность немного выросла, так как очень многие израильтяне считают его жертвой необоснованного преследования со стороны правоохранительных органов и оппозиции. Визит в США был в том числе призван продемонстрировать его уверенность в своих силах.