Александра Зуева, Sputnik Азербайджан
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил накануне, что останется на своем посту несмотря на рекомендации израильской полиции выдвинуть обвинения против него по двум делам о злоупотреблениях. О том, какого развития ситуации ждать в Израиле и как это может отразиться на Азербайджане в том числе, Sputnik Азербайджан поинтересовался у израильского политолога Юрия Бочарова.
- Что происходит в Израиле и действительно ли стоит ждать отставки Нетаньяху?
— Ситуацию вокруг премьер-министра Израиля лучше всего описывает сделанное им самим сегодня заявление: "С момента избрания на пост главы правительства практически не было дня, когда бы меня беспочвенно не обвиняли. За эти годы оказывалось невероятное давление открыть против меня не менее 15 дел и проверок, чтоб привести к моей отставке. Все начинались с грандиозных заголовков, с прямых эфиров, некоторые из них с рекомендациями полиции, такими же, как сегодня. Все эти попытки, без исключений, закончились ничем".
То есть, сегодня полицией озвучено официально то, что было еще год назад напечатано во всех СМИ, "благодаря" утечкам информации из самой же полиции. Хотел бы отметить, что премьер-министр пользуется полной поддержкой как собственной партии, так и всего правительства. И маловероятно, что эти события приведут в ближайшее время к его отставке.
Хотя в демократическом и таком несколько бюрократическом государстве, как Израиль возможны различные варианты развития событий. И если вдруг ситуация начнет выходить из под контроля, премьер-министр может объявить досрочные выборы, которые он, исходя из сегодняшней геополитической ситуации в регионе, безусловно, выиграет. И тогда все уголовные дела против него, скорее всего, будут закрыты с формулировкой — "не представляет общественного интереса".
- Если же отставка все же будет, то как она может сказаться на отношениях Израиля с Азербайджаном?
— В сегодняшней ситуации, даже в случае ухода Нетаньяху в отставку, при досрочных выборах к власти в стране снова придут партия Ликуд и правый блок. Поэтому ситуация во взаимоотношениях с Азербайджаном вряд ли как-то изменится. Даже если сегодня теоретически представить правительство, сформированное центром во главе с лидером партии "Еш Атид" Яиром Лапидом, то у Израиля, нет никакого резона менять свои взаимоотношения с одним из своих стратегических партнеров как на Ближнем Востоке, так и на всем пространстве СНГ.
- Сегодня и Иран, и Израиль, будучи фактически врагами, активно сотрудничают с Москвой. Можно ли предположить, что РФ в конечном итоге удастся усадить за стол переговоров эти две стороны?
— При нынешнем внешнеполитическом курсе Ирана, провозглашающего политику уничтожения Израиля, навряд ли возможны какие-то формы взаимоотношений, даже при посредничестве России. Скорее всего, это может быть "Пакт о ненападении", чего и добивается Израиль, требуя создать буферную зону на своей северной границе, свободную от проиранских сил.
Но проблема в том, что на ситуацию в Сирии влияют еще и позиция и интересы как Турции, США, так и самого сирийского президента Башара Асада. Кроме этого, не стоит забывать о курдах, которые станут еще одним камнем преткновения в позициях многих нынешних игроков. Так что здесь вырисовывается далеко не треугольник, и Москве еще долго придется разруливать эту ситуацию.
- Как изменится геополитическая ситуация в регионе, если сложится тандем Израиль-Иран-Россия?
— Сегодня такой тандем вряд ли возможен. Только смена власти аятолл в Иране может привести к такому альянсу. В Америке это уже давно поняли, и предпринимают попытки для того, чтобы изменить ситуацию как вокруг, так и внутри Ирана. У России вроде пока есть там партнер и интерес, но как только эта ситуация изменится, изменится и вся российская политика. Вот тогда и будут возможны новые ближневосточные тандемы и союзы.