БАКУ, 15 фев — Sputnik. Каспий принадлежит нескольким государствам, поэтому, помимо учета правовых интересов, все страны должны приложить коллективные усилия по сохранению его экосистемы, в противном случае, водоем может оказаться под угрозой экологической катастрофы.
Об этом сказал Sputnik Иран директор общественного департамента Организации окружающей среды Ирана Мохаммад Дарвиш (Mohammad Darvish).
Вопрос о правовом статусе Каспийского моря уже давно обсуждается всеми пятью государствами Прикаспийского региона (Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан) и, казалось, почти вышел на финишную прямую. Недавно из уст ряда высокопоставленных лиц этих государств прозвучало заявление о том, что готов проект конвенции, определяющей правовой статус Каспия. Ожидается, что именно этот проект будет обсужден и утвержден на следующем саммите глав стран региона, который должен состояться уже этой весной.
Безусловно, отметил Дарвиш, наиважнейшей составляющей в решении этого многолетнего спора должен стать правовой критерий и принцип, по которому произойдет разграничение прав на море между государствами бассейна. Однако останавливаться исключительно на правовых аспектах прикаспийским государствам не следует, им нужно серьезно отнестись к решению острой экологической проблемы, чтобы, прежде всего, сохранить экосистему моря и предотвратить экологическую катастрофу, считает он.
Доктор Дарвиш ― один из видных иранских ученых и экологов, кто встал на защиту Каспия и пытается помешать реализации проекта по опреснению воды этого моря и ее перебросу в засушливые провинции в Иране.
Ученый рассказал, что проект по переносу опресненной воды из Каспийского моря обсуждался в Иране еще до революции 1979 года и был известен как "Иранруд". Но он предусматривал постройку канала, по которому происходил бы переброс воды в Персидский залив. Этот проект немного отличается от того, что стоит на повестке дня сейчас – переброс воды в засушливую провинцию Семнан (Semnan).
Доктор отметил, что вопрос о проекте "Иранруд" неоднократно поднимался и после революции. Но специалистам по защите и охране окружающей среды удавалось привести яркие доводы, чтобы помешать реализации такого губительного для экосистемы проекта.
"Было бы глупо полагать, что построив такой канал и перебрасывая воду из Каспийского бассейна в воды Аравийского моря, мы сможем изменить флору прилегающих пустынных территорий", — сказал он, добавив, что одна из самых важных проблем здесь – географическая широта, которую невозможно изменить даже при опреснении засушливых территорий.
В итоге, отметил Дарвиш, проект "Иранруд" был предан забвению. Но недавно, по его словам, был поднят вопрос об опреснении воды Каспийского моря и ее переброске в засушливую провинцию Семнан для обеспечения нужд сельского хозяйства и промышленности.
Ученый рассказал, что согласно этому проекту, будет опресняться от 200 до 500 кубометров воды из Каспия и отправляться в провинцию Семнан. Однако и этот проект встретил шквал критики и возмущений со стороны экологов. А причин здесь много. Он напомнил, что предыдущий опыт по переброске вод в такие провинции как Йезд, Исфахан, Керман показал, что каждый кубометр перебрасываемой воды исчисляется по факту пятью кубическими метрами воды.
"Это очень затратное, невыгодное и губительное занятие. Поэтому та же учесть ждет и провинцию Семнан. При этом подчеркну, что именно в этой провинции самая лучшая в стране экология и экосистема. А так получается, что мы хотим ее искусственно разрушить", — сказал он.
Доктор отметил, что в Семнане можно уменьшить потери в сельском хозяйстве при помощи улучшения системы круговорота воды, также нужно ее рационально использовать и не прибегать к вторичному применению бытовых сточных вод. Кроме того реализация проекта по переброске воды из Каспия в Семнан может привести к экологическим катастрофам как для моря, так и маршрута, по которому будут доставлять воду. Это в первую очередь относится к Гирканским лесам.
По его мнению, если опреснять воду прямо в Каспии, то это повысит соленость Каспия и губительно отразится на его экосистеме. А для транспортировки нужно соорудить 200-километровый трубопровод, который должен пройти через Гирканский лес. Это требует вырубки деревьев в экологически богатых лесных массивах. Кроме того, по трубопроводу будет идти соленая вода. При прорыве трубы леса ждет экологическая катастрофа.
Кроме того, отметил Дарвиш, такие действия одного прикаспийского государства усложнят процесс по правовому статусу Каспия. Если Иран начнет выкачивать воду из моря, другие четыре страны смогут сделать то же самое, что полностью разрушит экосистему моря.
"Только представьте, что станет, если Россия захочет выкачивать воду из Каспийского бассейна? Мы не должны позволить случиться такой катастрофе. Каспий принадлежит нескольким государствам, поэтому, помимо учета правовых интересов, все страны должны приложить коллективные усилия по сохранению его экосистемы", — сказал он.
Ученый также отметил, что у соседей Ирана есть рыбный промысел на Каспии. Сейчас загрязненность моря в 40 раз превышает норму, вымирают осетровые рыбы. Падение этой популяции в Каспии ныне составляет до 90%. Каспийская тюлька практически исчезла, также сильно уменьшилась популяция других рыб.
Причину вымирания осетровых и других каспийских рыб доктор видит в целом комплексе факторов. По его мнению, это и бесконтрольная ловля, и сброс канализационных вод, а также миграции медуз из бассейна Черного моря при судоходстве. Эти медузы, отметил он, буквально истребили тюльку Каспийского моря. Тюлька была также пищей более крупных каспийских рыб.
В связи с этим Дарвиш считает, что, в первую очередь, прикаспийским странам необходимо внести в итоговый вариант конвенции о правовом статусе Каспия и права всех пяти государств, пункты, которые будут обеспечивать охрану экосистемы моря и помогут предотвратить экологическую катастрофу в бассейне.
На российской границе уничтожена крупная партия рыбы из Азербайджана >>
Безусловно, отметил он, проект конвенции станет положительным шагом в сторону сохранения экосистемы Каспийского моря. Но необходимо, чтобы в этом документе было уделено внимание не только правовым аспектам, но и вопросам экологии. К примеру, по его словам, должны быть четко прописаны такие запреты, как сброс любых канализационных стоков в море. Кроме того, считает он, необходимо на определенный период полностью приостановить вылов рыб, чтобы восстановить популяцию и экобаланс.
"Нужно запретить всем прикаспийским странам осуществлять любой вид опреснения и переброску воды из Каспия в другие места. Если мы хотим сохранить это совместное экологическое наследие, то должны действовать коллективно", — заключил ученый.
Вопрос определения правового статуса Каспийского моря получил актуальность после распада СССР, когда появление новых субъектов международного права — Азербайджана, Казахстана и Туркменистана — поставило вопрос о разграничении Каспия уже между пятью странами. Сложности определения статуса Каспия связаны, в частности, с признанием его озером или морем, разграничение которых регулируется разными положениями международного права.