Слава с детства увлекался кино и его кумирами были звезды экрана того времени — Михаил Жаров, Борис Бабочкин, Николай Черкасов. И ничего удивительного не было в том, что он даже вопреки воле родителей решил поступить во ВГИК. Но будущий идол советского кино провалил экзамены и только благодаря участию руководителя курса, знаменитого профессора Бибикова был зачислен в этот знаменитый вуз.
Сыграв в знаменитой "Молодой гвардии" великого режиссера и педагога Сергея Герасимова, Тихонов затем почти десять лет не получал интересных ролей. Но потом пришла удача. Его заприметил другой великий режиссер Станислав Ростоцкий и пригласил на главную роль в своем знаковом фильме "Дело было в Пенькове". Несмотря на то, что внешность не очень подходила для роли тракториста, Тихонов блестяще справился с поставленной задачей. Настолько, что его наперебой начали приглашать на роли героического характера. "Чрезвычайное происшествие", "Мичман Панин", "Жажда", "Оптимистическая трагедия" — в этих фильмах, которые пользовались огромной популярностью среди зрителей, Тихонов сумел создать незабываемые образы своих героических персонажей.
Однако через некоторое время актер начинает создавать на экране образы настоящих русских интеллигентов. Должен отметить, что я лично был просто очарован блестящим исполнением Тихоновым роли учителя истории Ильи Семеновича в фильме Ростоцкого "Доживем до понедельника".
Ростоцкий сыграл очень важную роль в актерской судьбе Тихонова. Сняв его в роли простого рубахи-парня в "Дело было в Пенькове", благодаря чему актер потом снялся в целом ряде фильмов, в "Доживем до понедельника" режиссер доказал всем, что Тихонов актер многогранный и что ему по плечу сыграть роль настоящего интеллигента.
Неповторимый человек на пружинах, или Как такой макаке досталась главная роль?>>
Сюжет картины был незамысловат, однако благодаря великолепной режиссуре и блестящей игре актеров она была очень тепло встречена зрителями и пользовалась заслуженной популярностью. В фильме играли актеры разных поколений – легендарная Ольга Жизнева, Нина Меньшикова, молодые Печерникова, Старыгин и Остроумова, которые прекрасно справились с поставленными задачами. Но, безусловно, солировал в этом блестящем ансамбле Вячеслав Тихонов, который показал зрителям доселе скрытые грани своего таланта.
Затем последовала роль в неповторимой экранизации Сергеем Бондарчуком великого романа Льва Толстого "Война и мир". На роль князя Болконского претендовали многие актеры и основным кандидатом был Олег Стриженов. После того как роль не досталась Стриженову, он навсегда испортил отношения с Бондарчуком. К Тихонову очень хорошо относилась министр культуры СССР того времени Екатерина Фурцева, и это сыграло решающую роль в том, что роль досталась именно ему.
Для меня лично Вячеслав Тихонов — это прежде всего Илья Семенович в "Доживем до понедельника" и князь Болконский в "Войне и мире", а уж потом Штирлиц.
Но многие кинокритики того времени отрицательно приняли работу Вячеслава Тихонова в "Войне и мире". Они настолько достали актера, что он даже в одно время хотел уйти из кино, но, к счастью для своих многомиллионных поклонников, не сделал этого.
Наконец, мы дошли до Штирлица в "Семнадцати мгновениях весны". Выдающийся режиссер Татьяна Лиознова не сразу предложила роль Тихонову. На эту роль пробовались Иннокентий Смоктуновский, Арчил Гомиашвили и другие актеры. Но режиссеру они не подошли.
Премьера фильма-сериала состоялась в конце лета 1973 года. Успех фильма был невероятным! С 11 по 24 августа буквально вся страна прильнула к экранам своих телевизоров. Говорят, что в стране в это время даже снизилась преступность. А уж последние серии, где интрига фильма была закручена до предела, зрители и вовсе смотрели, затаив дыхание. Герои сериала "ушли" в народ, став персонажами бесконечных анекдотов "про Штирлица".
В Азербайджане нашли двойника Орнеллы Мути>>
Настоящий актерский триумф! Образ Штирлица был создан Тихоновым настолько достоверно, что в реальность его существования поверили миллионы зрителей.
Что любопытно, фильм мог и не появиться на экранах. Член Политбюро ЦК КПСС Суслов высказался за запрет показа, объяснив это тем, что в фильме не отображен подвиг народа. Лиозновой пришлось включить в картину несколько сот метров документальной хроники. Но решающую роль сыграла поддержка председателя КГБ СССР Юрия Андропова. Фильм вышел и до сих пор пользуется вниманием зрителей и большая заслуга в этом — Вячеслава Тихонова.
В 1977 году Тихонов снялся в очень пронзительной картине Станислава Ростоцкого "Белый Бим, Черное ухо". Картина имела оглушительный успех и опять миллионы зрителей были покорены тонкой и пронзительной игрой актера.
Удачные, запоминающиеся образы Вячеславом Тихоновым были созданы в военных картинах – в трилогии "Фронт без флангов", в экранизации Шолохова "Они сражались за Родину". В фильме же "Битва за Москву" режиссеру Юрию Озерову понадобился неповторимый голос Тихонова (там он читает закадровый текст).
Говоря про голос Тихонова, нельзя не отметить тот факт, что великий актер дублировал нашего Расима Балаева в фильме великого азербайджанского режиссера Гасана Сеидбейли "Насими". Поэт говорил на русском языке голосом Тихонова, и актер сумел передать все тонкости, свойственные этому персонажу.
В последние годы Тихонов редко снимался. Можно отметить фильм Урсуляка "Сочинение ко Дню Победы", где Вячеслав Васильевич сыграл вместе с Михаилом Ульяновым и Олегом Ефремовым.
У великого Эльдара Рязанова легендарный актер сыграл в картине "Андерсен. Жизнь без любви". Роль эпизодическая, но крайне важная, которая фактически подводит итог фильма.
Последней работой в кино для Вячеслава Васильевича стала роль Всеволода Константиновича в картине Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2". Выхода на экраны фильма актер уже не дождался. Четвертого декабря 2009 года Вячеслав Васильевич Тихонов покинул этот мир.