Никита Данюк, политолог, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН
Конгресс сирийского Национального диалога, который прошел в Сочи, является еще одним шагом к тому, чтобы начать полноформатные переговоры по посткризисному урегулированию ситуации в Сирии.
Есть Женевский процесс, есть Астанинская площадка, но именно Конгресс в Сочи, который является инициативой России, это небольшой кусочек пазла. И если этот пазл собрать полностью, то в перспективе получится усадить за стол переговоров все сирийские силы и попытаться уже более детально обсудить будущее устройство сирийского государства.
Учитывая состав участников, прибывших в Сочи, можно сказать, что Конгресс сирийского национального диалога — действительно своего рода уникальная площадка, где присутствуют как раз те силы, которые желают скорейшего урегулирования ситуации. И это несмотря на то, что там были и круги, отказавшиеся от участия в Конгрессе.
Но дело в том, что для России этот формат позволяет укрепить статус страны-победительницы международного терроризма — в лице запрещенной радикальной террористической организации "Исламское государство" (ИГ) и ряда других террористических группировок.
Африн для азербайджанских вложений в Турцию не пройдет бесследно>>
В рамках этого Конгресса в том числе было поддержано на уровне почти всех участников, что ИГ разгромлен, и в дальнейшем надо продолжить уничтожать все анклавы террористического толка на территории Сирии. Конгресс стал очень важной площадкой, на которой был закреплен главный постулат, а именно – государственная целостность Сирийской арабской республики (САР).
Силы, которые отказываются признавать этот принцип, таким образом открывают свои карты, и их деятельность всем здравым конструктивным мировым сообществом будет признана деструктивной, так как она направлена не на то, чтобы договариваться, а на то, чтобы затормозить процесс.
В Сочи был закреплен тезис о том, что урегулирование ситуации полностью базируется на плечах в первую очередь региональных игроков, таких как Россия, Турция, Иран, Ирак, Иордания, Египет и так далее. Это говорит о том, что политическое урегулирование ситуации будет происходить преимущественно без участия третьих сторон, которые как раз в урегулировании и не заинтересованы. Тут я имею в виду США.
Безусловно, этот диалог, который начался с форума в Сочи, далек еще от своего идеала, и в принципе тут сложно говорить о каких-то конкретных результатах.
Самое важное, что будет обсуждаться в дальнейшем — это конституционные основы будущего сирийского государства, на основе которых, если получится договориться, станет возможным полное урегулирование сирийского вопроса.
Сирийский курдский "Демсоюз" не примет участия в конгрессе по Сирии в Сочи – МИД Турции>>
Конечно, сейчас ни о каких прорывных договоренностях говорить не приходится. Тем более, что на фоне этого диалога есть довольно тревожные события на севере Сирии – военная операция вокруг Африна. Это вновь показывает, что Сирия будет использоваться различными сирийскими политическими силами как инструмент для задержки процесса урегулирования.
Сирия очень удобный и очень эффективный очаг нестабильности, который используют многие международные акторы для своих геополитических и геоэкономических интересов. Очень важно как можно больше политических группировок собрать на определенных площадках для того, чтобы они рано или поздно договорились об основных принципах сирийского государственного устройства.
Уже в дальнейшем эти реформы, которые будут там реализованы, должны идти при непосредственном участии всего спектра сирийского общества – как сил, ориентированных на официальный Дамаск, так и сил, являющихся оппозиционными.
Но Россия все-таки в этой ситуации продемонстрировала прорывное достижение. Очень часто получается так, что при военной или же политической победе не получается закрепить успех на дипломатическом уровне. Сирийский национальный диалог и проведен для того, чтобы эти результаты, достигнутые Россией при содействии Ирана, Турции, официального Дамаска, получили признание на международном уровне и создали основу для дальнейшего развития ситуации. И здесь очень важно то, что площадку для этого предоставляет Россия.