БАКУ, 29 янв — Sputnik. Стало уже традицией после подведения итогов очередного года исполнения Государственной программы развития регионов АР (рассчитанной на 2014-2018 годы) также и проведение встреч руководителей четырех экономических ведомств с представителями деловых кругов. Данные встречи нацелены на решение стоящих на пути развития бизнеса преград.
В рамках конференции, проведенной в понедельник, 29 января в Центре Гейдара Алиева, азербайджанские предприниматели встретились с министрами экономики Шахином Мустафаевым, сельского хозяйства Гейдаром Асадовым, заместителем министра налогов Илькином Велиевым и председателем Государственного таможенного комитета Айдыном Алиевым. На встрече наиболее остро стоял вопрос не преград, возникающих на пути экспорта продукции, а угрозы возможной конкуренции по линии отдельных товаров.
Азербайджанцы готовы активно использовать земли в прифронтовой зоне >>
Так, было сказано, что по итогам 2017 года в экспорте ненефтяной продукции на первое место вышли томаты, объемы продаж которых за рубеж достигли 151,6 миллиона долларов. В этом контексте занятые на данном рынке предприниматели в первую очередь задались вопросом, не возникнет ли в стране перепроизводство томатов. По словам председателя Ассоциации производителей и экспортеров плодоовощной продукции АР Башира Гулиева, основным рынком сбыта азербайджанской продукции является российский, но в настоящее время руководство РФ увеличивает производство овощей.
В связи с этим был задан вопрос, может ли правительство выделить субсидии местным производителям томатов с тем, чтобы они смогли при посредстве демпинга выйти на рынки Европейского союза и стран Персидского залива. Демпинг в данном случае нужен для быстрого продвижения, так как о вкусовых качествах азербайджанских томатов потребители на упомянутых рынках, в отличие от российских, не слишком информированы. "Не стоит забывать, что дополнительно заложены парники на площади 400 гектаров, что заметно повысит экспортный потенциал производства томатов", — отметил Гулиев.
Свою озабоченность возможным перенасыщением рынка высказали и экспортеры хурмы, которая по итогам 2017 года вышла на четвертую позицию в экспорте — продажи достигли 90,9 миллиона долларов. По словам бизнесменов, сейчас имеется возможность закладывать новые сады, но, опять же, возникает вопрос, не вызовет ли это перенасыщение рынка и снижение привлекательности экспорта хурмы.
Как отметил министр Асадов, азербайджанские помидоры на российском рынке сейчас занимают не слишком значительное место — всего несколько процентов, хотя имеют такое преимущество перед конкурентами, как выращивание в различных климатических условиях. Соответственно, себестоимость производства в Азербайджане будет в полтора–два раза ниже, чем в других странах, и местные производители изначально имеют возможность применить при необходимости демпинговые цены. Касаясь субсидий со стороны правительства, министр отметил, что сегодня в Азербайджане в производстве сельхозпродукции субсидии достигают 27,7% от себестоимости, в то время как в странах Евросоюза этот показатель колеблется от 18% до 23%.
"Субсидии выдаются для достижения определенных целей, например на хлопководство, имеющее также и социальное значение. Тепличные хозяйства — бизнес весьма прибыльный, и на сегодня вопрос предоставления дотаций производителям томатов не стоит," – подчеркнул министр.
Что же касается запросов производителей хурмы, то Асадов отметил, что в этой нише пока прослеживается тенденция повышенного спроса на данную продукцию, то есть спрос превышает предложение. "Если у предпринимателей есть какие-то расчеты о возможном перенасыщении рынка, пусть представят данные, и в министерстве их рассмотрят вместе с предпринимателями", — заключил он.
Реализация Государственной программы развития регионов на 2014-2018 годы является важной составной частью осуществляемой в стране стратегии устойчивого социально-экономического развития.
Распоряжение по социально-экономическому развитию регионов способствует развитию отраслей ненефтяного сектора в стране, повышению качества коммунальных услуг, социального и инфраструктурного обеспечения в регионах, дальнейшему улучшению предпринимательской среды, росту инвестиционных вложений, открытию новых предприятий и рабочих мест.