Ирада Джалил, Sputnik Азербадйжан
Новый антитабачный закон стал одной из самых обсуждаемых тем в Азербайджане, вызвав обеспокоенность не только заядлых курильщиков, но и владельцев объектов общепита, которые с трудом представляют, как им теперь поступать с курящими клиентами. Депутат Милли Меджлиса АР Руфат Гулиев в интервью Sputnik Азербайджан объяснил, нарушает ли закон права потребителя, какие он вызовет последствия, а также рассказал о его влиянии на импорт и экспорт табачных изделий.
- Как вы расцениваете новый закон?
— Конечно же, положительно. Законы такого рода, в еще более жесткой форме, уже более десяти лет действуют в европейских странах и в США. Самые строгие приняты в России и в Украине. Наш закон составлен на основе российского, но имеет свои отличия. Эти отличия предусмотрены также для защиты прав курящих.
- Как, по-вашему, повлияет ли закон на цены? Стоит ли ожидать их снижения?
— Понижение цен уже началось. Я читал мнение некоторых экспертов о том, что будто закон поспособствует развитию торговли в некоторых объектах питания. Я с этим мнением не согласен. Я посмотрел на статистику европейских стран — в России, Украине, Турции запрет на сигареты повлиял на работу объектов питания в сторону их снижения.
Положительная сторона закона состоит в том, что вынуждает курильщиков меньше курить. Курящие люди травят не только себя, но и окружающих, превращая их в пассивных курильщиков.
Это закон положительно повлияет на молодежь, детей. Естественно, после этого закона курить станут меньше. Думаю, сокращение потребления сигарет составит как минимум 20%. Спрос и интерес на сигареты снизится. Но полностью ликвидировать это дело невозможно. Существует закон спроса и предложения. В ответ на происходящее фирмы по продаже сигарет будут вынуждены отрегулировать, то есть снизить цены.
- А что с импортом и экспортом сигарет?
— В нынешней ситуации 2/3 сигарет в стране привозятся из-за границы. Но если спрос понизится, упадут и цены, импорт также сократится. Особого экспорта сигарет из Азербайджана нет, но все же свой табак имеется. По указанию господина президента принята государственная программа по табаку, которая работает, развивается. Тем самым закон повлияет на импорт, но не на экспорт.
- Но насколько правильно запрещать курить в общественных местах? Не нарушаются ли тем самым права потребителя?
— В ваших словах есть доля истины. Но меньшинство подчиняется большинству. Нас, конечно же, должно беспокоить будущее людей, их здоровье. Однако, по сравнению с законами, принятыми в России, Украине и Турции, в нашем законе права курящих учтены.
- Думаете, закону будут следовать?
— Вести борьбу только штрафами невозможно. Общество должно само быть готовым к этому. Я, например, и сам курю, и вот уже несколько дней мне приходится непросто. Я хожу попить чай, кофе, но когда вижу запрет, меня это начинает беспокоить. Нельзя же всех выгонять курить на улицу. И это неправильно, для курильщиков должны быть предусмотрены специальные места.
- А как же механизмы исполнения законов?
— Закон должен рассмотреть Кабинет министров АР. Необходим механизм проверки. Мы интегрируемся в глобальный мир. В нашей стране, как и в других государствах, будет разработан соответствующий механизм. И после все станет ясно. В любом случае в местах, где работает вентиляционная система, курить можно. Даже в отелях пара этажей выделяется для курильщиков. Так принято во всем мире.
- Насколько верно утверждение, что если есть предупреждение "Курение запрещено", владельцы объектов не штрафуются?
— Пока что мы ждем решение Кабмина. Говорить что-либо сейчас преждевременно. Посмотрим, что будет.
Напомним, что в конце декабря 2017 года вступил в силу закон, принятый ранее Милли Меджлисом АР, "Об ограничении использования табачных изделий". С целью уменьшения негативного влияния курения на окружающую среду, пропаганды здорового образа жизни и профилактики вредных привычек было принято решение ограничить и запретить пользование табачными изделиями в общественных местах.