БАКУ, 14 янв — Sputnik, Халид Мамедов. Институты Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) не имеют возможности применять на практике свои исследования. Возможно в будущем мы увидим, что НАНА ликвидировали и присоединили к министерству образования, или же деятельность институтов приостановлена.
Об этом Sputnik Азербайджан сказал эксперт в сфере образования Кямран Асадов, комментируя утверждение Кабинетом министров АР "Требований по присвоению статуса исследовательского университета высшим учебным заведениям".
Для получения статуса исследовательского университета высшие учебные заведения должны отвечать ряду требований, в том числе, обладать инфраструктурой для проведения фундаментальных, прикладных и экспериментальных исследований, современной материально-технической базой, электронной библиотекой.
Кроме того, в вузе должны работать не меньше пяти профессоров или доцентов, которые смогут выступать в качестве научного руководителя при написании докторской диссертации, должны действовать диссертационные советы (минимум один совет), осуществляться международная аккредитация специальностей на уровне магистратуры и так далее.
По словам Асадова, НАНА проводит исследования в тех или иных сферах образования, но не может применять свой опыт в производстве. Однако, университеты обладают потенциалом, у них есть студенты, которые могут его применять. Любое исследование в короткие сроки будет применятся на практике, и будет выявлено, насколько оно успешно или нет.
Вообще, Асадов уверен, что присвоение вузам Азербайджана статуса "исследовательского университета" — это новшество, которое придаст стимул проведению исследовательских работ в Азербайджане.
"В Азербайджане функционирует 54 вуза и не все из них владеют необходимой материально-технической и кадровой базой, достаточной для получения статуса исследовательского университета", — тем не менее, заметил он.
Например, одно из требований – наличие диссертационного совета (минимум одного). Ни в одном из расположенных в регионах республики вузов научных советов нет, сказал эксперт.
До сих пор статус исследовательского университета имели институты НАНА, продолжил он. Однако в последнее время как в Милли Меджлисе, так и в среде известных ученых НАНA слышны высказывания о том, что исследования в стране не проводятся.
Асадов также отметил, что исследования, проводимые НАНА, имеют локальный характер: "На сегодня в мировой науке нет ссылок на азербайджанские исследования, докторов наук, профессоров. В научных журналах, вошедших в список компании Thomson Reuters и в журналах с научными индексами обращений к азербайджанском ученым ничтожно мало".
И это при том, продолжил Асадов, что еще в 70-80-х годах прошлого века исследования азербайджанских ученых были известны во всем мире. Например, в 1940-45 годах азербайджанский ученый Юсиф Мамедалиев создал высокооктановый бензин, который использовали в СССР и во всем мире.
По мнению эксперта, открытий сегодня нет потому, что в вузах слабо развито академическое совершенствование, внимание больше уделяется обучению. В Азербайджане в настоящее время нет ни одного доктора наук младше 30 лет: "А все потому, что наука в Азербайджане "постарела". И с каждым годом ситуация только ухудшается".
Асадов добавил также, что новое решение поставит перед вузами новые требования — должны будут смениться ректоры вузов, измениться подход к системе образования, в вузах следует провести серьезные преобразования.
Тем не менее, председатель Образовательного совета Азербайджана, профессор Аждар Агаев, комментируя вопрос для Sputnik Азербайджан, отметил, что принятое правительством решение не является новшеством.
По его мнению, уже существующую практику решили продолжить на основе нового подхода. Это связано с тем, что в некоторых вузах, в особенности недавно созданных частных, исследовательская работа проводится очень слабо.
"Каждый вуз выполняет две функции – обучение, подготовка по специальности, второе – проведение исследовательской работы учеными. Раньше все так и было. Каждый вуз выделяет определенную нагрузку педагогам, профессорам, доцентам", — сказал он.
К примеру, продолжил профессор, если полная штатная нагрузка составляет 500 часов, то примерно 300 часов выделяется на обучение, а 200 – на исследовательскую работу. Наряду с обучением, в вузах функционирует исследовательская сфера, работает проректор по научной части.
В завершение Агаев отметил, что самая большая доля научных открытий в мире приходится именно на вузовских ученых.