БАКУ, 21 дек — Sputnik, Фуад Ализаде. С момента перехода Азербайджана на плавающий курс национальной валюты (о чем было объявлено 21 декабря 2015 года) прошло уже два года, и только сейчас можно сказать, что манат стал хорошим "пловцом".
С 21 декабря 2015 года Центральный банк Азербайджана перешел на плавающий курс национальной валюты, в результате чего курс доллара к манату вырос сразу на 47,6%, составив 1,55 маната за доллар.
Ожидалось, что переход на плавающий курс позволит определить рыночную стоимость маната, который будет формироваться на основе спроса и предложения.
Национальная валюта в начале своего пути, как неопытный пловец, пару раз чуть было "не утонула", опустившись к 1 февраля 2017 года до уровня 1,92 маната за доллар. В тот период все чаще были слышны пессимистические прогнозы о том, что к празднику Новруз нацвалюта упадет до курса свыше двух манатов за доллар, порой звучали и пугающие заявления некоторых экспертов, суливших курс от трех до пяти манатов за доллар.
Столь драматичный сценарий мог вызвать настоящий коллапс финансовой системы — на фоне роста цен на продовольственном рынке и явно отстающими от инфляции темпами роста заработных плат.
Но предпринятые меры по ужесточению финансового контроля в банковской сфере стали приносить некоторые результаты. В частности, был поставлен заслон спекуляциям банкиров с национальной валютой, и уже в апреле манат укрепился до уровня 1,71 маната за доллар. В сравнении с февральским максимумом курса национальная валюта укрепилась к 7 апреля на 0,2169 пункта, или 11,29%, составив 1,7031 маната за доллар. На протяжении последующих девяти месяцев манат не выходил из негласного коридора 1,71 – 1,7 маната за доллар, и на 21 декабря этого года курс американской валюты составляет 1,7001 маната.
Конечно, стабильность нацвалюты — важный сигнал о том, что в Азербайджане можно строить долгосрочный бизнес. Но дальнейшее укрепление маната может нанести заметный урон экспортерам продукции ненефтяного сектора азербайджанской экономики.
Не стоит забывать, что региональные валюты в соседних государствах за рассматриваемый период не только не укрепились, но преимущественно ослабли к доллару. Соответственно, товары из Азербайджана могут быть менее привлекательными и стать неконкурентоспособными на внешних рынках.
То есть, "заплыв" национальной валюты "за буйки" негласного курсового коридора может в очередной раз повредить его возможностям и вернуть в состояние тонущего, вызвав новую волну отказов граждан от хранения своих сбережений в манатах. Следовательно, это пошатнет банковскую систему.
С национальной валютой серьезных изменений пока не произошло по сравнению с курсами валют стран региона — и национальный пловец продолжает держаться внутри "бассейна" 1,71 – 1,7 маната за доллар. И, скорее всего, в дальнейшем азербайджанской валюте стоит несколько уступать доллару, нежели укрепляться.
Не стоит забывать, что в плавающем режиме манат — еще малоопытный пловец, так что тянуться ему стоит не столько за американским долларом, сколько смотреть, как складывается ситуация у других национальных валют региона – турецкой лиры, российского рубля, валют стран Персидского залива и китайского юаня. Дело в том, что на новом, постнефтяном этапе развития страны перспективными рынками для сбыта продукции ненефтяного сектора азербайджанской экономики становятся, наряду с традиционными рынками России и Турции, также страны Персидского залива и Китай.
Согласно статистическому бюллетеню ЦБА, средний курс маната по отношению к американскому доллару в 2016 году составлял: 1 доллар — 1,5959 маната, в 2015 году — 1,0261 маната, в 2014 году — 0,7844 маната, в 2013 году — 0,7845 маната.