БАКУ, 13 дек — Sputnik, Фуад Ализаде. Взрыв на территории газового хаба компании OMV в Австрии еще раз показал, что страны Европейского союза (ЕС) до сих пор не решили вопрос диверсификации поставок энергоносителей. Об этом Sputnik Азербайджан заявил руководитель Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан.
Во вторник, 12 декабря, на территории газового хаба компании OMV в австрийском Баумгартене произошел взрыв. В результате один работник погиб, еще 21 человек пострадал. Взрыв привел к остановке транзитных поставок в направлении Италии, Словении и Венгрии.
По данным специальных и технических служб, взрыв произошел из-за технических неполадок. "Речь идет о техногенной аварии, возможно, на каком-то участке произошел резкий перепад давления газа, это чисто механический аспект", — подчеркнул Шабан.
Не стоит забывать, что в вопросе транзита газа необходимо постоянно держать под контролем не только состояние трубопроводов, но и обновлять автоматику на насосных станциях и соблюдать другие технические меры безопасности, отметил Шабан.
"В данном контексте наибольшее опасение вызывает ситуация с состоянием газотранспортной системы (ГТС) Украины, известно, что на ее восстановление требуется 15 миллиардов евро. Но, как видим, на украинской ГТС пока все спокойно, и взрыв произошел в сердце Европы", — считает руководитель Центра нефтяных исследований.
Относительно последствий взрыва в Баумгартене эксперт указал, что газопроводы тем и отличаются от нефтепроводов, что экологический ущерб при ЧП бывает минимальным. На восстановление поврежденного участка газопровода потребуются незначительные расходы.
"Более серьезная потеря — это гибель одного работника и пострадавшие. Кроме того, из-за этого взрыва на биржах в тот же день на 1,5% подешевели акции OMV, что означает потери миллионов евро", — заявил Шабан.
Взрыв газопровода в Австрии с последующей приостановкой поставок газа в Италию и в балканские страны еще раз показал, что государства Евросоюза до сих пор не решили вопрос с диверсификацией поставок "голубого топлива", отметил эксперт.
"Конечно, не приходится ожидать, что европейские страны могут столкнуться с проблемами газоснабжения, как это было в 2009 году, когда был прекращен транзит российского газа по ГТС Украины, и в ЕС сейчас никто не будет мерзнуть", — подчеркнул собеседник Sputnik.
Он отметил, что в складывающейся ситуации, конечно, виновны сами страны ЕС, которым следовало ускоренно строить соединяющие трубопроводы между странами и не запаздывать в решении вопроса поставок азербайджанского газа в Европу.
"Разработка месторождения "Шахдениз" в рамках второй фазы и строительство газопроводов должны были позволить поставлять азербайджанский газ в Европу уже в 2012 году. Но невнятная политика европейских компаний и руководства Евросоюза в конечном итоге привели к тому, что первый газ из Азербайджана в рамках Южного газового коридора будет поставляться лишь спустя восемь лет от ранее намеченных сроков", — подчеркнул Шабан.
Ожидающийся в 2020 году ввод в строй Трансадриатического газопровода (TAP), проходящего по территории Греции, Албании и Италии, позволит заметно диверсифицировать поставки "голубого топлива" в страны Европейского союза. Однако в целом, в наш век, чтобы избежать угрозы техногенных аварий, необходимо своевременно проводить замену устаревшего оборудования, следить за автоматикой, отвечающей за многие процессы, и это справедливо не только для газотранспортных проектов, но и для большинства современных производственных процессов, подытожил эксперт.
Южный газовый коридор (ЮГК) — система трубопроводов, по которой предусматриваются поставки азербайджанского газа, добытого в рамках второй стадии проекта разработки газоконденсатного месторождения "Шахдениз", в Турцию и страны Европейского союза.
Доставка азербайджанского газа будет осуществляться: посредством расширения Южно-Кавказского трубопровода, проходящего по территории Азербайджана и Грузии; строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP) на территории Грузии, Турции, и прокладка Трансадриатического газопровода (TAP) по территории Греции, Албании и Италии.
Акционерами ТАР являются: BP – 20%, Государственная нефтяная компания АР (SOCAR) – 20%, Snam – 20%, Fluxys – 19%, Enagás – 16%, Axpo – 5%. Акционеры TANAP: SOCAR – 58%, BOTAŞ — 30%, ВР — 12%.
Первые поставки азербайджанского газа по TANAP в Турцию ожидаются в 2018 году в объеме шести миллиардов кубометров в год. В начале 2020 года газ в объеме 10 миллиардов кубометров по ТАР будет поставляться в страны Европы.