БАКУ, 6 дек — Sputnik. Состоявшаяся в Москве встреча министров иностранных дел прикаспийских государств и последовавшие за ней высокие отзывы участников саммита о проекте Конвенции о правовом статусе Каспийского моря – это настоящее событие, сказал ведущий эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Казахстана Жумабек Сарабеков.
Об этом он заявил на проходящей в мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан конференции на тему: "Проблемы Каспийского моря".
В мероприятии принимали участие — ведущий эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента Казахстана Жумабек Сарабеков, руководитель Центра каспийских исследований, профессор Чингиз Исмаилов и генеральный директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев.
Сарабеков заметил, что каспийскому вопросу более 20 лет. И почти готовый уже на сегодняшний день документ примечателен тем, что Конвенция станет гарантом безопасности и стабильности в Каспийском регионе. И Каспий наконец станет по-настоящему морем сотрудничества.
"Я бы хотел затронуть очень важный вопрос – вопрос развития экономического потенциала Каспийского региона", — сказал он.
По словам эксперта, Каспийское море сегодня становится одной из ключевых территорий, через которую проходят альтернативные транзитные маршруты. Он отметил, что речь идет о недавно запущенной железной дороге Баку-Тбилиси-Карс, которая обеспечит прямой выход из Каспийского моря в Европу.
Казахстан совместно с Азербайджаном очень заинтересован в том, чтобы этот маршрут заработал в полную силу. Данный проект и еще ряд других будут способствовать развитию потенциала Каспийского моря, заключил Сарабеков.
В свою очередь, руководитель Центра каспийских исследований, профессор Чингиз Исмаилов отметил, что для полноценного использования транспортных возможностей Каспийского моря нужно решить и согласовать вопрос его правового статуса.
По его словам, переговоры, длившиеся более 20 лет, должны были привести к определенным результатам. При этом он выразил надежду на то, что вскоре соглашение о статусе Каспийского моря будет подписано.
"Каждая страна относится к этому вопросу по-разному в зависимости от своих политико-экономических интересов и выстраивает далее свою стратегию. Решение этого вопроса будет содействовать развитию сотрудничества между нашими странами, даст импульс развитию экономических связей", — считает Исмаилов.
Эксперт также напомнил, что не так давно было завершено строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Однако, заметил он, для полноценного использования этого и других транспортных проектов и средств нужно решить вопрос статуса Каспия.
"Азербайджану решать этот вопрос тяжелее, потому что это единственная из пяти стран, которая имеет морскую связь со всеми четырьмя государствами Каспийского моря", — заключил он.
Выступивший далее генеральный директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев напомнил о словах министра иностранных дел России Сергея Лаврова о том, что соглашение по статусу Каспия практически уже достигнуто. При этом он указал на то, что данное соглашение все-таки будет подписано на саммите глав прикаспийских государств, который пока еще не состоялся.
"Также, насколько я понимаю, детали соглашения не разглашаются именно потому, что стопроцентной уверенности в том, что подписание произойдет, нет", — сказал он.
Этот вопрос, по словам эксперта, обсуждается несколько десятков лет, стороны уже не в первый раз подходят к окончательному варианту и потом вдруг оказывается, что нет, пока еще ничего не готово. Он также напомнил, что саммит глав прикаспийских государств в Казахстане тоже уже не первый год откладывается.
"Сейчас он запланирован на 2018 год и хорошо, если он состоится", — подчеркнул он.
Михеев отметил, что, если удастся действительно подписать Конвенцию, это будет значительный шаг вперед. Но при этом он все же посоветовал подождать того момента, когда документ будет подписан, потому как то, что стороны стараются не вдаваться в детали, а просто выражать оптимизм, говорит о том, что опасения у них все еще остаются.
Кроме этого, подписание Конвенции повысит предсказуемость событий и механизм сотрудничества на Каспии. Но при этом было бы странно и наивно думать, что это будет означать полное отсутствие каких-либо разногласий по тем или иным вопросам, сказал он.
"Что же до интереса России в этом вопросе, то он в основном геополитический. Если для Казахстана, Туркменистана и Азербайджана речь в первую очередь идет об экономике, то для России это в первую очередь геополитический вопрос", — сказал он.
По словам Михеева, для России важно, чтобы зона Каспия оставалась в стабильном, спокойном и предсказуемом состоянии. И чтобы третьи силы, которые может быть хотят внести сюда конфликтную составляющую, такой возможности не имели. И документ о правовом статусе сужает возможности любых деструктивных сил вмешиваться в эту ситуацию, заключил эксперт.
Совещание министров иностранных дел прикаспийских государств прошло пятого декабря в Москве. Встреча глав внешнеполитических ведомств Азербайджана, России, Ирана, Казахстана и Туркменистана проводится уже в седьмой раз.
В ходе мероприятия министры обсудили проект Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, а также документы, регулирующие пятистороннее сотрудничество на Каспии в различных областях, включая экономику, транспорт, военное мореплавание, борьбу с браконьерством, обеспечение безопасности мореплавания и ряд других.
Также состоялся обмен мнениями по наиболее актуальным региональным и международным проблемам.
Вопрос определения правового статуса Каспийского моря получил актуальность после распада СССР, когда появление новых субъектов международного права — Азербайджана, Казахстана и Туркменистана — поставило вопрос о разграничении Каспия уже между пятью странами. Сложности определения статуса Каспия связаны, в частности, с признанием его озером или морем, разграничение которых регулируется разными положениями международного права.