БАКУ, 3 дек — Sputnik, Фуад Ализаде. Осуществлением железнодорожного проекта Баку-Тбилиси-Карс (БТК) Азербайджан доказал, что может вести финансирование и строительство крупномасштабных проектов мирового значения не только на своей территории, но и на территории других стран. Об этом журналистам в Тбилиси сказал председатель ЗАО "Азербайджанские железные дороги" Джавид Гурбанов.
"Данный проект также служит укреплению дружбы между Азербайджаном, Турцией и Грузией", — подчеркнул глава АЖД.
Начало перевозки грузов по введенному в строй 30 октября маршруту БТК остается ведущей темой на официальных встречах, форумах и других мероприятий в сферах транспорта, взаимной торговли и геополитики.
Столь пристальный интерес к маршруту связан с тем, что сроки транспортировки грузов стремительно сократилось, неоднократные встречи представителей заинтересованных в проекте железных дорог привели к установке конкурентоспособного тарифа по перевозке грузов.
Казахстан первым оценил достоинство нового маршрута
Наиболее заинтересованной страной в грузоперевозках по БТК на сегодня является Казахстан. Первый состав, отбывший 24 октября с казахстанской станции Кокшетау, включал тридцать 20-футовых контейнеров с тарированным зерном, принадлежащих АО "Национальная компания (НК) "Казастан темир жолы (КТЖ)".
Преодолев расстояние в 5435 километров за 10 дней, поезд пересек паромную переправу порт Курык — порт Алят в Каспийском море, затем проследовал по новой с иголочки железнодорожной линии Баку-Тбилиси–Карс и, перегрузив контейнеры с широкой железнодорожной колеи на узкую на новом грузино-турецком пограничном переходе Ахалкалаки–Карс, прибыл в порт Мерсин.
Уже 28 ноября текущего года из Мерсина осуществлена обратная отправка 16 вагонов с 32 контейнерами, загруженными 650 тоннами соевого жмыха и керамического клея, которые направились обратно в Казахстан.
Отметим, что второй поезд с 24 контейнерами зерна из Казахстана уже идет в направлении Турции по БТК.
Впрочем, Казахстан собирается перевозить не только собственные грузы, но и перебрасывать значительные объемы товаров из Восточного Китая.
В ходе прошедшего в последних числах ноября Тбилисского форума "Один пояс — один путь" вице-президент по развитию КТЖ Максат Кабашев отметил перспективы перевозок грузов в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), и значение в этом контексте БТК.
По его словам, введенная в эксплуатацию новая железнодорожная линия обеспечит прямой доступ грузов в Турцию с дальнейшим выходом на европейские рынки. "Успешно проведена совместная работа по минимизации барьеров в грузовых перевозках, установлены конкурентные тарифы по всему Транскаспийскому маршруту. На сегодня скорость перевозки грузов по этому маршруту — около 13-14 дней для доставки грузов из Восточного Китая в Турцию", — подчеркнул Кабашев.
Впрочем, БТК будет задействован не только в восточном направлении.
Иран предлагает сделать БТК кольцевой
Баку-Тбилиси-Карс представляет большой интерес не только в рамках ТМТМ, но и в южном направлении – для Ирана. Фактически, речь идет о направлении Запад-Юг, по которому товары из Европы и Турции смогут двигаться в направлении Ирана и далее в страны Южной Азии.
Азербайджан не имеет доступа к единой железнодорожной сети Ирана, несмотря, что построены железнодорожной мост и ветка Астара (Азербайджан), ведущая к иранской границе, а также несмотря на наличие ветки Астара (Азербайджан) — Астара (Иран), построенной при участии соседей. Но это проблема будет решена в ближайшие годы. Руководство Азербайджана выделило Ирану кредит в размере полмиллиарда долларов на строительство на иранской территории железнодорожной ветки Астара – Решт, запланированные на начало 2018 года.
Между тем, из Ирана уже предложили продлить проект железной дороги БТК до Тебриза. Об этом заявил министр дорог и городского развития исламской республики Иран Аббас Ахунди. По его словам, в связи с этим вопросом были проведены обсуждения с турецкой стороной, и подписан соответствующий меморандум о намерениях.
Речь идет о строительстве продолжения БТК, по маршруту Карс–Игдыр–Базарган–Джульфа протяженностью 400 километров (с обеих сторон, турецкой и иранской, приблизительно по 200 километров), что позволит получить своего рода кольцевую железную дорогу.
Примечательно, что Азербайджан после соединения двух железнодорожных коридоров может рассматривать не только выход к иранским портам Персидского залива, но и продление БТК до Пакистана.
Афганистан и Пакистан могут стать активными участниками БТК
В столице Азербайджана 1 декабря прошел седьмой министериал "Сердце Азии – Стамбульский процесс". И на прошедшей накануне трехсторонней встрече министров иностранных дел Азербайджана, Турции и Пакистана Эльмара Мамедъярова, Мевлюта Чавушоглу и Хаваджа Мухаммада Асифа глава азербайджанского МИД Азербайджана Пакистану подключиться к проекту Баку-Тбилиси-Карс.
Впрочем, если Пакистану все же и придется подождать сдачи в строй железнодорожной ветки Астара-Решт, то грузы для Афганистана — с учетом мультимодальной концепции перевозок — могут продвигаться на внешние рынки из этой страны уже сегодня.
Об этом в ходе конференции "Сердце Азии – Стамбульский процесс" заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев, отметив, что видит Афганистан в качестве основного центра для торговли и транспорта, и афганские товары по БТК могут поставляться на европейские рынки.
Торжественное открытие железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК) состоялось 30 октября 2017 года. Реализация проекта началась в 2008 году на основе подписанного в 2007 году межправительственного азербайджано-грузино-турецкого соглашения. В рамках проекта построена железнодорожная линия от станции Ахалкалаки в Грузии до железнодорожной станции в турецком городе Карс. Общая протяженность БТК составляет 846 километров, из них на территории Азербайджана — 504 километра.
Предполагаемая пропускная способность БТК — миллион пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов в год. В дальнейшем пропускная способность транспортного коридора может быть увеличена до трех миллионов пассажиров и 20 миллионов тонн грузов ежегодно.