БАКУ, 3 дек — Sputnik, Шахпери Аббасова. Древняя албанская церковь в центре Загаталы, предположительно относящаяся к V-VI векам, – бесценное наследие, доставшееся нам от предков. Но достойны ли мы такого наследства?
По рассказам местных исследователей, в середине XIX века церковь, к тому времени уже заброшенную и полуразрушенную, перестроили в православный храм, где проводились богослужения и молились русские офицеры Загатальского гарнизона. После установления советской власти церковь долгое время пустовала. Спустя несколько десятилетий храм снова оживился — студентам Сельскохозяйственного училища разрешили пожить в здании храма. А после них в храме временно поселилось несколько армянских семей.
Дильбар Омарова вот уже 55 лет живет в доме, расположенном по соседству с древним храмом. В беседе с региональным корреспондентом Sputnik Азербайджан она рассказала, что после начала карабахских событий храм опустел: "В те времена мы с армянами жили дружно. Они не хотели отсюда уезжать. Свои же армяне говорили им: "Вы стали жертвой Карабаха".
Сегодня пожилая женщина стыдится того, что древний памятник остается заброшенным, неловко перед туристами, которые часто приезжают посмотреть на храм. "Что они думают о нас, когда видят, в каком состоянии находится этот памятник? Я не ответственное лицо, но я гражданка этой страны. Меня все это беспокоит, но соответствующие органы проблема вообще не волнует", — возмущается Дильбар ханум.
Она говорит, что очень надеялась, что после приезда в Загаталу главы Управления всех мусульман Кавказа (УМК) Гаджи Аллахшюкюра Пашазаде, храм начнут реставрировать.
"Но, видимо, судьба здания никого не волнует. Раз в месяц приходят, подметают его и уходят", — возмущается женщина.
По ее словам, раньше возле храма стоял большой камень с надписями, но когда армяне уезжали, они забрали его с собой.
Однако, историк Акиф Мамедли в беседе со Sputnik Азербайджан опроверг эту информацию, отметив, что впоследствии она так и не нашла своего подтверждения.
По его словам, этот храм, как и ряд других памятников истории, охватывает период античности и раннего средневековья. При этом албанские памятники отличаются от армянских или грузинских, отметил историк, еще раз указав на недопустимость равнодушного отношения к памятникам истории.
В то же время Мамедли выразил обеспокоенность тем, что памятник заброшен, и сказал, что уже обращался в соответствующие органы по данному поводу. Так, все сведения по поводу целого ряда исторических сооружений в регионах он направил в Институт истории и этнографии Национальной академии наук АР (НАНА).
К сожалению, продолжил ученый, в северо-западном регионе есть памятники в еще более ужасном состоянии, и по этому поводу местные ученые неоднократно обращались в соответствующие организации.
"Недавно я встречался с министром культуры и туризма Абульфазом Гараевым. Я рассказал ему о состоянии памятника. Вообще, самая большая проблема связана с тем, что министру не предоставляют информацию по таким проблемам", — говорит Мамедли.
Он отметил, что лица, охраняющие памятники, относятся к своей работе равнодушно: "Но я их не могу винить, они же получают мизерную зарплату. И все же, если они взялись за эту работу, то должны выполнять ее по совести, а на деле они даже не знают, где находится памятник."
Памятники истории – это "национальные паспорта". Не секрет, что соседи претендуют на наши территории, и мы должны помнить, что лучшими доказательствами безосновательности этих претензий являются именно такие памятники. А беречь и защищать их – долг каждого гражданина, независимо от его должности и социального положения.