БАКУ, 25 ноя — Sputnik, Фуад Ализаде. Оптимальной моделью для наиболее эффективной работы туристических компаний является ТРИЗ-система (ТРИЗ — "теория решения изобретательских задач").
Об этом заявил доктор наук в сфере управленческих технологий, профессор-консультант на кафедре менеджмента Азербайджанского университета туризма и менеджмента (ATMU) в своем выступлении на прошедшем в субботу, 25 ноября, втором Форуме туризма Азербайджана.
ТРИЗ — область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач, разработанная советским инженером-патентоведом Генрихом Альтшуллером.
Как сообщает Sputnik Азербайджан, Кутван отметил, что в Азербайджане регулярно проводятся семинары по ТРИЗ, и по всему миру 85% организаций и рынков прибегают к услугам данной науки, но в Баку у туристических компаний она не востребована.
А между тем, развивая туризм на инновационной основе, американские компании заработали значительные средства, подчеркнул эксперт.
В свою очередь, говоря о помехах, стоящих перед туристическим рынком страны, председатель правления Ассоциации отелей и ресторанов Самир Дюбенди заявил, что на сегодняшний день до сих пор не выработана единая система критериев качества гостиничных услуг.
По его словам, это связано с тем, что понятие "гостеприимство" в каждой стране разнится, и зависит это от менталитета.
"Тем самым, в каждой стране разрабатываются свои критерии оценки гостиничного сектора", — отметил Дюбенди.
В Азербайджане стандарты по отелям стали разрабатывать в 1994 году. Последний стандарт по сектору гостеприимства был выработан в 2015 году, и в документе нашли отражение такие понятия, как "дома в сельской местности" и ряд иных категорий. Однако, по словам Дюбенди, уже концу этого года надо вносить изменения в некоторые положения, регулирующие деятельность предпринимателей в сфере гостеприимства.
"Сегодня со стороны министерства культуры и туризма АР ведется предоставление отелям "звезд", но, в связи с добровольным характером этого процесса, звезды получили лишь 23,5% гостиниц", — отметил глава Ассоциации.
По его словам, при этом в основном звезды присвоены отелям класса 4-5 звезд. Но для массового туризма нужны двух-трехзвездные отели, так как путешествуют преимущественно люди со средним достатком, которые, как правило, ищут дешевое жилье.
Тем не менее, в завершение этой темы Дюбенди коснулся нечестной конкуренции со стороны лиц, которые сдают туристам свои квартиры частным образом.
"Они предлагают бросовые цены, так как не только не платят (социальное страхование — ред.) за работников, но порой и не платят налоги, в отличие от отелей", — заключил представитель объединения отельеров.
По данным министерства культуры и туризма республики, в Азербайджане действуют 575 гостиниц и отелей, из которых 135 присвоена та или иная "звездная" категория.