БАКУ, 23 ноя — Sputnik, Александра Зуева. Ажиотаж вокруг робота Софии не утихает. Она дает интервью, общается с представителями правительств ряда стран, учит языки и получает гражданство. О том, придут ли такие роботы на смену человеку, или человек все-таки незаменим, Sputnik Азербайджан побеседовал с экспертами в области информационных технологий и медиажурналистики.
Робот — не человек
Так, по мнению эксперта в сфере информационных технологий (IT) Вахида Гасымова, человек по большому счету незаменим везде, так как робот – это заранее запрограммированная машина, которая всего-навсего может уподобляться человеку. И даже если она наделена искусственным интеллектом, это всего лишь значит, что она собирает информацию о том, что уже было, а не делает выводы из произошедшего, сказал он.
"Что до стартапов, направленных на развитие этой сферы в Азербайджане, то они, наверное, все-таки есть. В свое время в бывшем университете "Кавказ" (ныне Бакинский инженерный университет — ред.) студенты делали первые шаги в сфере робототехники, и сейчас эта сфера стала немного расширяться", — сказал он.
Сейчас детей обучают программированию роботов во многих точках страны, и в университетах, и на курсах. Искусственным интеллектом это не назовешь, это заранее запрограммированные действия роботов. Робототехника — она немного далека от искусственного интеллекта, подчеркнул собеседник Sputnik.
Что касается именно искусственного интеллекта, отметил эксперт, то есть очень слабенькие поползновения в Институте информационных технологий НАНА. Да и, наверное, где-то еще, но результаты свои эти структуры не особо афишируют.
Роботы на улицах Баку
"Если говорить о том, кого в Азербайджане можно заменить роботами, то я считаю, что заменить у нас можно очень много кого. По крайней мере, уборщиц, подметающих улицы нашего города, роботом заменить вполне возможно", — сказал он.
По словам Гасымова, в стране сегодня люди выполняют огромное количество неквалифицированной работы. Всю эту неквалифицированную работу можно автоматизировать, и роботам это под силу.
"Но есть один нюанс. Все это – и программирование, и робототехника – направлено на то, чтобы облегчить труд человека, автоматизировать рутинную работу. И вот тут возникает вопрос – насколько мы хотим это автоматизировать как с точки зрения политики страны, так и с нашей личной позиции?", — сказал он.
Собеседник Sputnik считает, что если население разгрузится до той степени, что автоматизирует многое из того, что делается, тогда людям просто нечем будет себя занять. Ведь сегодня для некоторых ежедневный рутинный труд является постоянным делом, и они просто не думают о том, что вдруг произойдет, если им не нужно будет ничем заниматься.
Чем занять бездельников
С точки зрения государства встает вопрос – чем занять бездельников? Когда дается метла в руки женщины, и она идет подметать, ей за это платят. Если это станет делать робот, та же самая сумма у будет уходить на поддержку робота, но перестанет платиться той женщине, сказал он.
"И тут опять возникают вопросы – что делать с людьми, недостаточно квалифицированными для того, чтобы этих роботов обслуживать? И что делать с теми людьми, чью работу стали выполнять роботы?", — указал эксперт.
По словам Гасымова, роботизация – это процесс, который должен в первую очередь начинаться с повышения уровня квалификации населения. В Азербайджане с этим в целом дело обстоит очень и очень плохо. Потому что даже люди, которые вроде бы получают образование в вузах, не становятся квалифицированными кадрами по их окончании.
Что уж тогда говорить о тех, кто вообще не получал высшего образования. Поэтому Азербайджану роботизация в ближайшие лет 25 не грозит, подчеркнул он.
На войне как на войне
Отвечая на вопрос, можно ли использовать потенциал роботов в региональных войнах, учитывая то, что Азербайджан находится в состоянии вооруженного конфликта, собеседник Sputnik рассказал, что недавно Facebook заполонило видео с презентации очень маленьких дронов, размером со шмеля. И эти дроны можно использовать в военных целях.
Он наводится на человека, стукает его в лоб, производит маленький взрыв и все. Эти прицельные одноразовые дроны-камикадзе можно выпустить тиражом в несколько миллионов, сказал он.
Живой солдат, по словам эксперта, в этом случае обходится государству дороже. Живого солдата нужно обучать месяцами, его нужно кормить и содержать, обеспечивать оружием и обмундированием. Тогда как дрон имеет определенную стоимость, он маленький, не очень далеко летает, не очень умный и выполняет всего одну операцию, и он не может стоить более 100-150 долларов, на которые одного солдата год не продержишь.
"То, о чем говорят голливудские фильмы, всякие Робокопы и прочее, наверное, тоже возможно, но я не думаю, что они будут эффективны. Если можно сделать что-то маленькое и целенаправленное, то делать что-то большое и универсальное нет никакого смысла. На сегодняшний день концепция изменилась", — заключил Гасымов.
Роботы — это неизбежно
В свою очередь, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики (ВШЭ), менеджер в системе образования медиажурналистики Дмитрий Шелухин отметил, что приход таких роботов, как София, в журналистику, политику, менеджмент и так далее – неизбежен. И более того, давно предопределен.
Эксперт отметил, что техногенный путь развития человеком уже выбран, и он представляет собой симуляцию в роботах того, что люди имеют и привыкли иметь в собственных телах. Понятно, сказал он, что все это будет на новом уровне, будут новые технологические возможности, будет абсолютно другая обработка данных, но суть будет та же самая.
"Человек симулирует себя – только теперь это сетевой человек, являющийся, к примеру, андроидом. Поэтому то, что человека во всех отраслях будут заменять роботы – неизбежно", — подчеркнул он.
Но тут, по мнению Шелухина, вопрос заключается в другом, а именно — насколько условное мировое сообщество управленцев, политиков будет осознавать вопрос занятости населения.
Эксперт считает, что ничем не занятые пять-семь миллиардов людей представляют собой проблему. Роботизация не будет значить, что они ничем не заняты, не будут получать денег и будут безработными. Просто у них, даже при наличии работы, будет очень много свободного времени. И это очень опасно.
Кроме этого, заметил он, человек также не может конкурировать с машинами. И тут возникает вопрос регулирования того, что будет происходить.
"То есть, законодательно должно быть определено, где может машина работать, а где нет. То, что физически и технически роботы смогут работать везде – это бесспорно, но тут вопрос управления через правила", — считает он.
А что с клонированием?
Если говорить о какой-то конкретной сфере, в которую роботы придут быстрее, то таковая, по мнению собеседника Sputnik, вообще не существует. При этом эксперт напомнил про овечку Долли, которую клонировали в 1996 году.
"Это было 21 год назад, и что за эти годы происходило с точки развития клонов? Мы не знаем. Сколько клонов живет среди нас – мы не знаем. Мы обсуждаем роботов, а 20 лет назад совершенно на другом уровне технологий клонировали живой организм", — сказал он.
Тогда серьезнейшим образом обсуждался вопрос этики клонирования, и все утонуло в том, что в будущем такие процессы нужно этически ограничивать. Не клонировать людей, так как все это не так просто, а уходить в область производства биоматериалов, напомнил Шелухин.
Так что, какая отрасль останется без роботизации, а какая нет, решать будут только правящие круги общества, сказал он.
Роботы на войне
Отвечая на вопрос, можно ли использовать потенциал роботов в региональных войнах, собеседник Sputnik отметил, что сегодня под боевыми роботами подразумевают все подряд, это стало уже собирательным понятием. В частности, по его словам, роботами называют системы, которые управляются дистанционно, системы сенсорного управления, интеллектуальные или полуинтеллектуальные системы.
В настоящее время над роботами, в том числе и боевыми, работают все. И вряд ли есть армия какой-то страны, которая этим не озадачена. По его мнению, тема внедрения роботов крутится вокруг нескольких контекстов, таких как эффективность, которая выше человеческой, избежание человеческих потерь и быстрота принятия решений.
Если говорить о вообще участии роботов в тех или иных военных действиях и о масштабе этих действий, то перспективным, по мнению эксперта, является использование роботов в борьбе с террористами.
"Представьте сверхмалые устройства, которые могут расправляться с террористами, могут пробираться и доставляться в места дислокации незаметными способами. Эти малые устройства – наиболее перспективное направление", — сказал он.
Однако, отметил Шелухин, у этого есть другая сторона медали – такие маленькие устройства могут оказаться в руках и у террористов, что может стать большой проблемой. Но, в любом случае, региональные конфликты для больших армий, с большим бюджетом – это хороший полигон, где можно достаточно безопасно для себя развивать различные системы, заключил собеседник Sputnik.