Владислав Исаев, эксперт Группы компаний "ФИНАМ"
Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган намерены встретиться в Сочи 13 ноября. На прошлой неделе турецкий лидер уже заявлял о том, что намерен обсудить с российским коллегой и проблему Нагорного Карабаха.
Однако, не думаю, что в текущей ситуации теме Карабаха на этих переговорах будет уделено сколь-нибудь серьезное внимание. И для этого есть целый ряд серьезных причин.
Во-первых, обе стороны имеют довольно ограниченное влияние на конфликтующие стороны, так что о чем бы они не договорились, гарантировать выполнения этих решений никто не сможет. В результате, лидеры обеих стран могут выглядеть не очень солидно – как люди, зря сотрясающие воздух.
Во-вторых, ни Баку, ни Ереван не уполномочивали Путина с Эрдоганом решать за них этот вопрос. Так что сам факт таких переговоров может быть воспринят всеми заинтересованными сторонами как попытка вмешательства в их дела.
С учетом того, что для России очень важны хорошие отношения с Азербайджаном и Арменией, а Турция стремится из положения проазербайджанской внешней силы перейти в статус третейского судьи и примирителя, обе стороны будут крайне осторожны в заявлениях и дипломатических жестах.
В-третьих, у России и Турции довольно много других, гораздо более важных для них в настоящий момент тем для обсуждения – сирийское урегулирование, проблема курдов, газопровод, поставки вооружений.
Вряд ли они будут принесены в жертву проблеме, которая ни у России, ни у Турции "не чешется", и которую все равно нельзя решить быстро, но при этом есть большой риск вызвать недовольство заинтересованных в ней сторон предлагаемыми вариантами решения.
Каковы бы ни были эти решения, и в Баку, и в Ереване найдутся те, кто найдет причины для недовольства и Москвой, и Анкарой, и попытается использовать это недовольство в своих политических целях.
В-четвертых, сейчас обе стороны продолжают демонстрировать самостоятельность и явно не выказывают стремления слиться в некую единую силу.
Россия продолжает отстаивать интересы Асада и курдов, активно сотрудничает с Ираном, Ираком, а теперь и Саудовской Аравией, что затрагивает турецкие интересы.
Турция показательно сохраняет проукраинскую и протатарскую (причем, поддерживающую максимально антироссийскую часть крымских татар) риторику в вопросах, связанных с событиями на Украине, в Крыму и на Донбассе, делает громкие заявления по поводу возможности пересмотра параметров сделки по С-400.
Все это говорит о том, что союз России и Турции скорее тактический, чем стратегический – обе стороны готовы сотрудничать лишь настолько, насколько это им выгодно, но стремятся оставить за собой свободу рук.
Представить, что (для примера) российские и турецкие миротворцы будут вместе реализовать некие решения по Карабаху, пусть даже и с согласия всех участников процесса, довольно трудно – слишком велики риски, что одна из стран окажется втянута в конфликт на стороне, не соответствующей ее стратегическим интересам, или, напротив, бросит союзника в сложной ситуации самого выпутываться.
Так что, к сожалению, мы все сейчас так же далеки от урегулирования Карабахской проблемы, как и до начала российско-турецкого сближения.