Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан
Впервые на Неделе моды в Париже была представлена коллекция азербайджанского дизайнера Александры Саламахиной. Подробно о успехе во Франции своей коллекции "Salam", работе и новых коллекциях модельер рассказала в интервью Sputnik Азербайджан.
— Александра, как вы стали дизайнером?
— Скажем так, на данный момент я все еще не считаю, что полноценно попадаю под определение профессии дизайнера в том понимании, которое принято представлять на профессиональном уровне. Я имею в виду опыт, определенные знания.
Не всегда образование решает все, но оно дает нужную базу, без которой воплотить идеи будет сложно с технической точки зрения. А с другой стороны, креативность к диплому автоматически не прикладывается. Поэтому как дизайнер одежды я, будем объективны, начинающий. А с тканями и аксессуарами уверенности больше.
— Первая вещь, которую вы создали?
— Самая первая — это маленький джинсовый рюкзак. В школе еще сшила вручную. Увесила какими-то самодельными брелоками, расписала фломастером и ходила с чувством беспредельной гордости. В магазины такое еще не завозили в 90-е годы, поэтому это был отличный повод самоутвердиться на поприще моды в своем бунтарском подростковом возрасте. А саму, собственно, лимитированную линию платков начала создавать в 2012 году. Первый дизайн платка — "Кувшинки".
— Как к вам приходят новые идеи?
— Наверное, как и ко всем творческим людям. Достаточно попасть в определенную обстановку, местность, посетить музей, впечатлиться выставкой, увидеть что-то новое, чтобы всю собранную информацию в какой-то момент уже представить в деталях нового паттерна или дизайна платка.
Конечно, с момента создания эскиза до готового изделия изначальные детали, как цветовая гамма или какие-либо элементы, могут меняться, но суть и настроение в итоге передаются так, как мне хотелось бы, чтобы увидели клиенты.
— При создании моделей обращаете ли внимание на то, что в моде?
— Да. Цвета, актуальные для каждого сезона, направления и тренды, все это можно отследить в сериях платков. К примеру, весной те модели, которые идут в линии обновляемых, выполняются в светлой цветовой гамме, иногда в шелке-шифоне.
Что касается аксессуаров с чеканкой, таких как сумки и украшения на шею, то пока что это пробная партия ручной работы в совершенно новом для меня стиле, не уверена, что в каком-то тренде, но достаточно самостоятельном, это определенно.
— В настоящее время стоит только кому-то создать что-то, они сразу же называют себя дизайнерами. Насколько это правильно? И хотелось бы узнать, почему эта профессия стала такой востребованной?
— Не думаю, что мое мнение можно назвать хоть сколь-либо компетентным для определения вопроса, кто дизайнер, а кто — нет. По сути, любой человек, создающий предметы в своем сложившемся стиле и технике, может назвать себя дизайнером. Если его работа — результат своей личной фантазии и творчества, а не с просторов инстаграма, это всегда замечательно.
Востребована потому, что рынок сейчас переполнен товарами, как никогда. Культура потребительства насаждается в достаточно активной форме. А сохранить свой стиль и иметь уникальные вещи в гардеробе хочется всем, кто ценит свою индивидуальность. Поэтому неважно, идет речь о вечернем платье, украшении или простой майке с аппликацией, своего клиента найдет любой креативный дизайнер, модельер, просто хороший мастер.
— Как оцениваете работы своих коллег?
— У нас достаточно большое количество успешных, каждый в своем направлении, каждый со своей сложившейся клиентской базой, дизайнеров.
— Удается ли вам заработать дизайнерством?
— На любом этапе своей деятельности любой предприниматель сталкивается и с успехом, и с трудностями. Да, корпоративные заказы, продажи в high seasons составляют значительную часть прибыли. Но экономическая ситуация такова, что постоянно приходится подстраиваться, пересматривать условия производства и продаж, цены, искать выходы на внешний рынок, не ограничиваясь Азербайджаном.
К сожалению, похоже, сейчас ситуация обстоит так, что для продаж за границу нет стабильных, выгодных, оптимальных для бизнеса подобного уровня, условий. Я сейчас имею в виду малый и средний бизнес. Если в их отношении наша страна и взяла направление на развитие и поддержку, то я со своей стороны могу сказать, что сложностей все еще очень много. Это целый комплекс несовершенств, и решения пока не видно.
— Почему в Баку ни разу не принимали участия в показах?
— Просто не довелось. На момент принятия решения о создании коллекции одежды и аксессуаров предложение пришло именно из-за границы.
— Как вам удалось выставить свою коллекцию в Париже?
— Думаю, как и всем, кто посчитал нужным и возможным подготовить коллекцию, вывезти ее и презентовать на любой другой Неделе моды.
— Как оценили ваши наряды во Франции?
— Комплименты, поздравления, визитки разобрали. Почему-то всем особенно понравилась чеканка, узнавали возможности для заказов. Это замечательно, но мы снова возвращаемся к открытому вопросу онлайн-продаж за границу.
— Что вам это дало? Стоило ли это денег, потраченных на показ?
— Любой показ — это пиар бренда, который пока что дает мне нужный результат.
— Что вы ответите тем, кто считает, что вначале нужно прославиться на родине, а потом за границей?
— Я попытаюсь донести свою точку зрения на подобный момент. Любое продвижение, любое совершенствование, постоянная работа над собой, желание расширить свои возможности и знания — это то, что я лично очень ценю во всех людях, и не только творческих.
И не принципиально, где и в какой форме этот процесс развития происходит. Самое бесполезное — сравнивать себя с кем-то. Только с тем, кем ты был вчера и стал сегодня. Избитая донельзя фраза, но емкая.
— Что сейчас в моде?
— Бешеное количество трендов. Кутюрная вышивка, треники "а-ля Бирюлево", крупная вязка, принты с Троцким, астрономическая тема и перья. Выбирай что душе угодно, на любой возраст найдется.
— Дальнейшие планы.
— Работать. Пересматривать результаты первого показа, находить достоинства и исключать недостатки. В разработке несколько моделей платков на весну-лето 2018. Определяю, что пойдет в pop-up stores на тот же сезон и пишу план продаж и заказов в соответствии со статистикой и финансовыми оценками 2017 года.