БАКУ, 6 ноя — Sputnik, Тарана Худабахшиева. Ровно 50 лет назад в Баку был открыт метрополитен. С тех пор каждый день бакинская подземка обслуживает сотни тысяч пассажиров. Будучи самым скоростным и безопасным городским видом транспорта, он по-прежнему остается — возможно только исключая часы пик — и наиболее удобным.
К юбилею Sputnik Азербайджан решил вместе с руководителем пресс-службы ОАО Bakı Metropoliteni Насими Пашаевым поближе познакомиться с работой бакинского метро и постараться раскрыть его секреты.
Наше знакомство началось со здания управления метрополитена. Пашаев рассказал, что после создания в 2014 году ОАО Bakı Metropoliteni в большинстве административных зданий метрополитена был сделан капитальный ремонт.
"Для досуга сотрудников открылись парки, заработал спортивный зал. Также на высоком уровне организована работа столовых. Больше половины стоимости обеда оплачивается со стороны структуры. Продукты питания тщательно проверяются", — сказал Пашаев.
По его словам, среди сотрудников часто проводится анонимный опрос, который помогает своевременно выявить недостатки и работать над их устранением.
Следует отметить, что во дворе управления воздвигнут памятник в честь сотрудников метрополитена, павших шехидами в карабахской войне.
Беседуя об истории метро, мы прошли с Насими муаллимом в депо, где осуществляется ремонт вагонов. Правда, мы попали в обеденный перерыв, поэтому понаблюдать за работой ремонтников нам не удалось.
На вопрос о сроках эксплуатации каждого поезда Пашаев ответил, что в настоящее время на балансе метрополитена 280 общих вагонов, в рабочее время на линии запускается от 42 до 46 вагонов, при этом каждый состав состоит из пяти вагонов: "У нас всего три новых поезда. Остальные все старые, но срок их эксплуатации еще не закончился".
В другом депо поезда проходят технический осмотр. Каждый состав после определенного периода эксплуатации осматривают специалисты. При выявлении любых неполадок вагоны ремонтируют, а затем вновь пускают на линию.
Пока мы были в депо, к Пашаеву подошел один из мастеров. Поздоровавшись с ним, глава пресс-службы рассказал нам интересную историю о том, как этот молодой человек устроился на работу в метрополитен: "Вот уже несколько лет на Новый год я одеваюсь в костюм Деда Мороза и обхожу станции метро. И вот в очередной раз, когда я вновь по традиции обходил станции, ко мне подошла одна женщина и сказала, что у нее ко мне просьба как к Деду Морозу: "Мой сын отучился на мастера машиностроения в области метро, но работу найти не может". Ну и я, как сказочный Дед Мороз, не мог не выполнить пожелания матери, и помог ее сыну. Ее сын сдал экзамен и благодаря своим знаниям устроился на работу".
Интересно было послушать и другие истории, например о пассажирах, заснувших в поездах и в результате оказавшихся в депо. По словам Пашаева, такое происходит поздно вечером с людьми, которые возвращаются домой после трудового рабочего дня: "Они просыпаются и удивляются, конечно же, хотят обратно. Ну и мы, естественно, им помогаем".
Следующий пункт нашей экскурсии — это завод, где производятся запчасти для вагонов. Глава пресс-службы рассказал, что метрополитен закупает их за рубежом, на что уходит немало средств: "У нас уже есть завод, благодаря которому можно будет меньше расходовать средств, и производить детали. Даже при желании в будущем у нас могут быть запчасти для импорта. Приезжавшие к нам специалисты из Москвы увидели новшества, которые мы внедрили, и применяют наш опыт".
Из управления мы оправились на станцию "Бакмил". Поезда через нее проезжают раз в 30 минут. Мы опоздали всего на минуту, и поэтому следующий поезд нам пришлось ждать полчаса.
На станции "Нариманов" мы пересели на новый поезд. Как пассажиру метро с многолетним стажем мне было очень интересно посмотреть, какой вид открывается из кабины машиниста.
Мы проехали несколько станций, и вдруг кто-то (судя по голосам, это были маленькие дети) нажал на кнопку и сказал: "Езжай быстрее". Машинист ответил только: "Не играйтесь с кнопкой", а повернувшись к нам, рассказал, что такое у них случается нередко.
На станции "28 мая" мы поблагодарили машиниста и попрощались. Я отправилась обратно в редакцию, а Насими муаллим торопился в управление. Ведь у него в эти дни столько дел – Бакинскому метрополитену уже полвека, а значит праздник требует много хлопот.
Бакинский метрополитен — пятый в Советском Союзе, второй на Южном Кавказе и единственный в Азербайджане, был открыт 6 ноября 1967 года и состоял из пяти станций. Сегодня Бакинское метро — это 25 станций и три линии общей протяженностью около 37 километров. Метрополитен в столице Азербайджана очень популярен среди горожан и гостей города, и охватывает все основные районы города, продолжая активно развиваться.