БАКУ, 4 ноя — Sputnik, Фуад Ализаде. Главным итогом прошедших в Тегеране первого ноября двусторонних и трехсторонних встреч президентов Азербайджана, России и Ирана Ильхама Алиева, Владимира Путина и Хасана Роухани можно считать политическую поддержку глав трех государств ускорению реализации региональных проектов.
Речь идет о сотрудничестве стран в транспортной сфере, параллельной работе энергосистем трех стран, вопросах поставок российского газа в Иран, совместной разработки месторождений на Каспии и других совместных проектах.
Наиболее назревшей проблемой перед главами трех стран стояла необходимость восстановления прямого железнодорожного сообщения России и Азербайджана с Ираном.
Не жалея расходов на транспорт
Развитие транспортной отрасли остается одним из ведущих направлений в поддержке азербайджанским правительством ненефтяного сектора экономики. В понедельник, 30 октября состоялось торжественное открытие движения по железнодорожному маршруту Баку-Тбилиси-Карс (БТК), который позволил соединить железные дороги Азербайджана и Грузии с Турцией. Отметим, что на реализацию данного проекта руководство Азербайджана выделило Грузии льготный кредит на общую сумму 775 миллионов долларов.
В Тегеране президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем выступлении заявил о достигнутых договоренностях по выделению АР кредита Ирану в объеме 500 миллионов долларов. Средства предназначены на строительство иранской железной дороги Астара-Решт и оснащение ее оборудованием.
Подчеркнем, что в этом году Азербайджан достроил свой отрезок железнодорожного пути до границы с Ираном, сдав в эксплуатацию железнодорожный мост протяженностью 82 метра над приграничной рекой Астарачай. Кроме того, азербайджанская сторона взяла в долгосрочную аренду на территории Ирана участок дороги протяженностью 1,4 километра и для строительства терминалов — участок площадью 35 гектаров на строящейся иранской станции Астара.
Тем самым, Азербайджан практически "застолбил" за собой роль ключевого звена в международном транспортном коридоре "Север-Юг", который предусматривает перевозку грузов Скандинавских стран, России, Ирана, Индии и многих других стран близлежащих регионов.
Кстати, грузы, поступающие из Индии, Пакистана и стран Персидского залива, через Иран могут направляться не только в сторону России, но и по БТК в Турцию или через черноморские порты Грузии в Украину, Польшу и далее в европейском направлении.
Впрочем, Россия после ввода в строй железнодорожной ветки Астара-Решт, которая соединит напрямую азербайджанскую и российскую железные дороги с иранской, постарается максимально загрузить маршрут не только вагонами с зерном и лесом, но и с промышленным оборудованием.
Путь российского газа в Иран
Весьма неожиданным стало прозвучавшее в Тегеране предложение президента России Владимира Путина поставлять из РФ в Иран газ для покрытия потребностей северных областей ИРИ в "голубом топливе". Понятно, что кратчайшим путем для данных поставок является Азербайджан, и с технической стороны осуществить подобный проект проблем не возникнет, с учетом простаивающего газопровода Моздок (Россия) – Газимагомед (Азербайджан).
Отметим, что в Баку рассматривался проект закачки в летний период в азербайджанские хранилища иранского газа, с целью его перераспределения в осенне-зимний период в направлении северных районов Исламской республики. Впрочем, предложенный со стороны руководства России экспорт в ИРИ "голубого топлива" может оказаться с коммерческой точки зрения более выгодным. Кстати, не исключено, что и Азербайджан может привлечь часть транзитного российского газа для вводимых в строй в будущем году дочерних предприятий Государственной нефтяной компании АР (SOCAR) — SOCAR Polymer и SOCAR Carbamid, а также для наращивания производства на действующем предприятии SOCAR Methanol.
Как видим, Азербайджан, Россия и Иран решили идти по пути взаимовыгодного сотрудничества в энергетической сфере вместо жесткой конкуренции на региональном газовом рынке.
Активизация сотрудничества в сфере электроэнергетики
Отметим, что в Тегеране проходили встречи и в двустороннем формате и, как отметил президент России в ходе встречи с иранским коллегой, речь шла о налаживании сотрудничества в сфере энергетики, транспортного машиностроения и сельского хозяйства.
Скорее всего, активизируются работы по созданию возможности параллельного функционирования энергосистем трех стран. На сегодня энергосети Азербайджана и России уже работают в параллельном рабочем режиме посредством линий электропередач "Хачмаз-Дербенд" и "Ялама". С Ираном пока возможно лишь осуществление обмен электроэнергии через ЛЭП "Имишли-Парсабад".
Как отмечал ранее глава ОАО Azərenerji Этибар Пирвердиев, интерес российской стороны заключается в первую очередь в том, чтобы через Азербайджан обеспечить поставку электроэнергии в Иран. По его словам, существует два варианта решения: первый — построить на границе Ирана и Азербайджана крупную установку постоянного тока, второй — провести вторую ЛЭП между Россией и Азербайджаном. На сегодня Азербайджан и Иран реализуют соглашение о строительстве Ордубадской и Маразадской гидроэлектростанций на реке Араз.
И можно ожидать, что энергетикам трех стран будут даны соответствующие указания по подготовке конкретных предложений к ожидаемой в 2018 году в России встрече президентов трех стран. Не исключено, что к следующему году товарооборот Азербайджана продолжит расти как с Россией, так и Ираном с учетом реализации указанных региональных проектов, где Баку играет связующую роль.
По данным Государственного таможенного комитета АР, товарооборот между Азербайджаном и Россией по итогам девяти месяцев 2017 года составил 1,434 миллиарда долларов, или 10% от всего объема внешнеэкономической деятельности Азербайджана. Объем экспорта азербайджанской продукции в Россию по итогам трех кварталов вырос на 56%, достигнув 392,6 миллиона долларов.
Товарооборот с Ираном в январе-сентябре 2017 года составил 182,77 миллиона долларов, в сравнении с аналогичным периодом 2016 года рост составил 30%, в 2016 году товарооборот между двумя странами вырос на 70% относительно данных за 2015 год.