БАКУ, 28 окт — Sputnik. Иран оказался востребован Азербайджаном в контексте развития ненефтяного сектора экономики, что в очередной раз нашло свое подтверждение в ходе визита министра экономики и финансов Исламской Республики Иран (ИРИ) Масуда Карбасиана, который возглавил национальную делегацию, посетившую 26-27 октября Баку.
Насколько значительный фронт работ предстоит сторонам, можно проследить по заявлениям, сделанным высокопоставленными чиновниками и по просочившейся информации о ходе двусторонних переговоров.
Азербайджан — ключевое звено в железнодорожном сообщении в регионе
Для Азербайджана это станет вторым проектом финансирования строительства железной дороги на территории соседней страны. Напомним, что на 30 октября намечена церемония торжественного открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК), для строительства которой Азербайджан по линии Государственного нефтяного фонда АР (ГНФАР) выделил правительству Грузии кредит в 775 миллионов долларов.
В случае с БТК Азербайджан смог получить прямое железнодорожное сообщение с Турцией, а при условии успешного строительства и эксплуатации Астара-Решт официальному Баку удастся восстановить прямое железнодорожное сообщение с Ираном.
Тем самым, Азербайджан оказывается практически в сердце нового маршрута Запад-Юг, с центром пересечения в Бакинском международном торговом порту в Аляте.
В целом, после завершения строительства Астара-Решт Азербайджан посредством Ирана получит доступ к железным дорогам стран Ближнего Востока, а также выход к иранским портам Персидского залива. Это заметно улучшит логистику доставки азербайджанских товаров в указанный регион и, конечно, повысит их конкурентоспособность благодаря снижению затрат на доставку к конечному потребителю.
Иран принимает активное участие в развитии ненефтяного сектора
Еще одним важным следствием поворота Азербайджана к Ирану стала готовность иранских бизнес-кругов вкладывать средства в ненефтяной сектор азербайджанской экономики. На сегодня в Азербайджане действуют свыше 500 иранских предприятий.
Притом, в отличие от западных компаний, иранские готовы рискнуть и разделить риски организации производства. Конечно, одним из крупнейших проектов является строительство в Нефтчалинском промышленном квартале азербайджано-иранского автомобильного завода ОАО "Azermash" производственной мощностью десять тысяч автомобилей, из которых на экспорт предусматривается две тысячи.
Аналогичные переговоры Азербайджан продолжительное время вел с производителями из Германии, Испании и Франции, но жесткие требования западных производителей до последнего времени не позволили реализовывать столь крупномасштабный проект.
Кстати, министр экономики Шахин Мустафаев заявил, что не исключено производство на данном заводе и автобусов.
Нельзя обойти вниманием реализуемый в Пираллахинском промышленном парке проект совместного фармацевтического завода. Как можно видеть, решение Азербайджана повернуться в сторону юга нашло понимание и у руководства Ирана. И указанные проекты — далеко не последние в портфеле сотрудничества Азербайджана и Ирана.
Фактор России в активизации связей между Азербайджаном и Ираном
Определенную роль в развитии отношений между двумя странами сыграл и фактор России. Достаточно отметить, что Азербайджан станет одной из главных транзитных стран международного транспортного коридора "Север-Юг", в рамках которого Россия собирается транспортировать свои грузы не только в Иран, но и далее в Индию.
Кроме того, идут активные переговоры по организации параллельной работы энергетических систем Азербайджана, России и Ирана. Тем самым, важным становится и трехстороннее сотрудничество между прикаспийскими странами в сфере энергетики.
Но развитие отношений руководства Азербайджана с Ираном не стоит рассматривать как шаги, направленные в противовес западным странам и США. Просто Азербайджан решил воспользоваться "окном", открывшимся благодаря политическому противостоянию Ирана с ЕС и США, решив реализовать важные для себя инфраструктурные проекты.
И сейчас главное — не упустить момент, пока под давлением США мировое сообщество не ввело против Ирана новые санкции, которые смогут связать руки официального Баку, намеренного реализовать часть потенциала азербайджанской экономики в сотрудничестве с иранскими партнерами.
В 2016 году товарооборот между Азербайджаном и Ираном вырос на 70% по сравнению с 2015 годом. По итогам января-сентября этого года товарооборот увеличился на 33%. Товарооборот Азербайджана с Ираном за три квартала 2017 года составил 182,7 миллиона долларов.