В Азербайджане зафиксирован рост активности транснациональных террористических организаций, с которыми эффективно борются спецслужбы страны. На днях в Баку сотрудники Службы государственной безопасности (СГБ) уничтожили группировку, которая планировала теракт на митинге.
Ячейка "эмира" Бахтияра Алекберова базировалась в поселке Локбатан Гарадагского района Баку. Члены группировки оказали вооруженное сопротивление при задержании. По данным спецслужб, они подчинялись действующей за пределами Азербайджана религиозно-экстремистской террористической организации.
Относительно недавно сотрудники СГБ обезвредили религиозного экстремиста в Исмаиллинском районе. А всего в 2017 году в республике были проведены четыре крупные антитеррористические операции, что свидетельствует и об эффективности спецслужб, и об активности экстремистов.
Согласно свежему докладу американской компании Soufan Group, около 900 азербайджанских граждан причастны к боевым действиям в рядах террористических организаций на Ближнем Востоке. В связи с поражением запрещенной радикальной террористической организации "Исламское государство" в Сирии и Ираке многие боевики могут вернуться домой. В докладе уточняется, что эта ситуация – "огромный вызов для спецслужб и правоохранительных органов" всего мира. Каковы тут перспективы Азербайджана?
Симметричный ответ
Авторитетный Антитеррористический центр Содружества отметил стабильно высокий уровень террористических угроз в регионе. Наиболее острой проблемой стала вербовочная активность эмиссаров международных террористических организаций. Борьба с нею осложнена тем, что более 90 процентов запрещенных информационных ресурсов находятся за пределами СНГ.
Отрабатываются новые дистанционные методы вербовки молодежи. В социальных сетях создаются радикальные группы, управляемые через зашифрованные мобильные приложения и мессенджеры. Это создает условия для развития индивидуального терроризма, практически не поддающегося анализу и прогнозу.
В то же время конспирация, преступная дерзость, оснащенность огнестрельным оружием азербайджанских террористических группировок – признаки высокого уровня подготовки, боевого опыта и серьезного зарубежного финансирования.
Служба государственной безопасности объективно оценивает обстановку. Месяцем раньше, чем компания Soufan Group, она обнародовала тревожные цифры. По информации руководителя СГБ Мадата Гулиева, правоохранительные органы Азербайджана задержали по возвращении в республику и привлекли к уголовной ответственности 85 азербайджанцев, ранее примкнувших к ИГ. В рамках контртеррористических мероприятий 195 человек лишены азербайджанского гражданства. Профилактическая работа продолжается.
Объективные условия
Еще два года назад террористическая организация "Исламское государство" обнародовала политическую карту своих будущих территорий. Азербайджан на ней значится в составе провинции Гогзаз. С тех пор единого фронта борьбы с международным терроризмом в мире так и не появилось, и данные о численности боевиков ИГ разнятся в диапазоне от 50 тысяч до 200 тысяч человек. Очевидно, в ближайшие годы придется учитывать стратегию и потенциал ИГ несмотря на военные поражения "халифата" в Сирии. У этого спрута могут отрасти новые щупальца.
Импортный характер религиозного экстремизма очевиден, и все же деятельность террористических организаций в Азербайджане имеет свою историю, свои корни. К примеру, еще в 2007 году в республике предотвратили масштабный теракт против дипломатических миссий США и Великобритании (тогда Вашингтон и Лондон приостановили свою деятельность в Баку). Позднее религиозные экстремисты бросили две ручные гранаты в бакинской мечети Абу-Бакр (два человека погибли и несколько – получили ранения).
По азербайджанским законам факт участия в незаконных вооруженных формированиях является серьезным преступлением и подлежит суровому наказанию, но это не остановило сотни молодых людей на пути в ИГ. Здесь есть, над чем подумать.
Как верно заметил руководитель МИД РФ Сергей Лавров, "Исламское государство" – не только общий враг всех государств и народов, виновный в чудовищных преступлениях, но и враг ислама. Пожалуй, на этом направлении борьбы важны усилия не только спецслужб, но и авторитетных азербайджанских богословов.
Еще в 2011 году проживающий в Великобритании шейх Тахрир уль-Кадри издал фетву на 600 страницах, в которой доказал: террористическое самоубийство, похищение людей и убийство невинных являются "абсолютно противоречащими учению ислама". Подобную фетву издал и муфтий Саудовской Аравии. Пакистанские богословы религиозных террористов официально приравняли к предателям. Таким образом, сложился консенсус исламских богословов.
Глава Управления мусульман Кавказа (УМК) шейхульислам гаджи Аллахшукюр Пашазаде не раз отмечал, что сегодня между течениями Ислама ведется спровоцированное извне противоборство, чтобы принизить эту религию в глазах мировой общественности.
"К примеру, "Исламское государство". Я бы не назвал его "исламским". Но поскольку мы называем его "Исламским государством", наш язык уже привык к этому термину. Массовые убийства, обезглавливание людей, уничтожение человеческой культуры именем религии не заложено в концепции истинного Ислама", — отметил глава УМК.
К сожалению, резонансное дело азербайджанского шиитского богослова Талеха Багирзаде – пример поддержки терроризма, использования религии для достижения корыстных, антиобщественных и антигосударственных целей.
Судьба Кавказа всегда определялась его ролью географического, культурного, геополитического перекрестка. Поэтому безопасное, стабильное будущее Азербайджана во многом зависит от контртеррористического межгосударственного взаимодействия в формате СНГ. И в октябре в Баку состоялись седьмые региональные экспертные консультации представителей подразделений органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов стран-участниц Содружества.
Азербайджанская пословица гласит: "Кто пережил землетрясение, тому пожар не страшен", а значит, общими усилиями разберемся и с терроризмом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.