Хозяин Овального кабинета, в отличие от лидеров других крупных держав, отказался подтвердить, что Иран соблюдает договор по атомной программе, и тем самым поставил под угрозу ядерную сделку с Тегераном. Он также указал на то, что Белый дом будет работать с конгрессом над "серьезными недостатками" международного соглашения с Ираном, и пригрозил ввести против Тегерана новые санкции за поддержку терроризма.
Такая позиция американского президента не на шутку взволновала авторитетных европейских лидеров. Неудивительно, ибо в свое время Европа сделала все возможное для заключения с Ираном атомной сделки. Как известно, ядерное соглашение с ИРИ было заключено в 2015 году президентом США Бараком Обамой вкупе с шестью представителями государств – постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии. Согласно условиям договора, Иран обязался допустить инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты в обмен на поэтапную отмену западных санкций.
Иран свои обязательства четко выполнял, но несмотря на это Трамп по одному ему известной причине был недоволен этой сделкой и называл ее крайне ошибочной, чем вызвал недоумение в Европе, а тем более в Иране. Тегеран не замедлил ответить. Главный дипломат Ирана Мохаммад Джафар Зарифи в связи высказываниями Трампа, заявил о том, что если Вашингтон откажется отменять санкции против Тегерана в соответствии с соглашением 2015 года, то Тегеран может выйти из этого соглашения. По словам министра иностранных дел Ирана, Тегеран надеется на "сопротивление Европы" президенту Дональду Трампу. Министр отметил, что Иран намерен соблюдать договоренность, пока это делают европейские партнеры.
Европейские лидеры не преминули продемонстрировать свое несогласие с позицией американского президента. Особенно засуетились две дамы – глава правительства Ее Величества королевы Великобритании Тереза Мэй и канцлер Германии Ангела Меркель. В конце прошедшей недели они провели между собой телефонную беседу. Две сановные дамы высказались за необходимость дальнейших согласованных мер для уменьшения "дестабилизирующей активности" Ирана в регионе. Они выразили взаимную приверженность соблюдению ядерного договора с Ираном.
Однако хозяйка Даунинг-стрит, 10 на этом не успокоилась. Установив, что по этому вопросу ее позиция с Ангелой Меркель едина, Мэй обратилась к французскому президенту Эманнуэлю Макрону.
В официальном заявлении представителя офиса премьер-министра Великобритании говорится о том, Тереза Мэй поговорила с французским президентом Макроном и они оба выразили свою твердую приверженность иранскому ядерному соглашению и обсудили принятое на прошлой неделе решение президента Трампа не сертифицировать его. Макрон и Мэй договорились работать над тем, что ядерное соглашение с Тегераном выполнялось сторонами должным образом.
Кроме того, Мэй договорилась с Макроном продолжить обсуждение своих следующих шагов по этому вопросу на заседании Европейского совета, который пройдет в Брюсселе на этой неделе. Но Мэй не была Мэй, если бы не договорилась с Макроном обсудить проблемы, связанные с Brexit.
В последнее время в Британии популярность действующего премьер-министра стремительно падает. Более того, к ней довольно холодно начали относиться многие лидеры европейских держав. Они не хотят воспринимать позицию Лондона по Brexit. Мэй желает выйти из ЕС, но при этом в экономическом отношении только выиграть, а Брюссель настаивает на неприятных для Лондона условиях. Создалась патовая ситуация.
И тут это необдуманное заявление по иранскому вопросу оказалось на руку премьеру Британии. Она благодаря этому пообщалась с Меркель, при этом высказав единую позицию с ней, что в последнее время бывает крайне редко. Опять же наладила диалог с Макроном. Думается, в Брюсселе на заседании ЕС Мэй будет еще более активна и используя иранский атомный вопрос, постарается набрать очки в свою политическую копилку. И без Терезы Мэй Европа выступила бы за поддержку договоренностей с Ираном, но британский премьер вовремя выдвинула себя на первый план. Минимум действий — максимум дивидендов. Очень по-английски…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.