Александр Хроленко, военный обозреватель
В современном мире реальный суверенитет страны и национальная безопасность начинают доминировать над идеологическими или блоковыми ограничениями. Непростое развитие отношений России и Турции – тому пример.
И все же наблюдатели теряются в догадках. Что означает недавнее противоречивое заявление министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу в интервью газете Akşam? Суть монолога: нам нужно срочно купить С-400, потому что есть потребность, однако Анкара может отказаться от покупки у Москвы зенитных ракетных систем, если не будет достигнуто соглашение об их совместном производстве.
Причем Чавушоглу сразу же оговаривается: "Мы не получали никакого официального отказа по этой теме. [Президент России Владимир] Путин сам нам сказал, что мы можем предпринимать шаги для совместного производства".
Вот, и сам президент Турции Тайип Эрдоган сообщил 12 сентября, что Анкара подписала с Москвой соглашение о приобретении систем С-400, и задаток уже внесен. Российская Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству в тот же день подтвердила подписание контракта на поставку российских систем С-400 в Турцию (детали соглашения не приведены из-за "специфики и чувствительности темы").
Позднее высказался помощник президента РФ по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин: "Вопрос о передаче Турции технологии производства зенитных систем С-400 не обсуждается". То есть, все основные детали контракта давно согласованы и юридически закреплены. Объективные причины для октябрьской тревоги отсутствуют. К чему делать громкие заявления? От добра добра не ищут. Возможно, министр иностранных дел Турции чего-то не понимает. Или, предположим, беспокоится об интересах какой-то третьей страны.
Особенности продаж
В некоторых странах НАТО уже есть зенитные системы российского производства, и Турция первооткрывателем не станет. К примеру, давно и беспроблемно эксплуатирует системы С-300 и ЗРК "Бук" Греция. Позитивный пример заразителен, а система ПВО Турции нуждается в совершенствовании.
Анкару могли подтолкнуть к приобретению российских ЗРС С-400 прошлогодние российские поставки Тегерану четырех дивизионов ЗРК С-300ПМУ2. Не секрет, что у Турции сложные отношения с главным региональным соперником – Ираном, а также с Сирией (обе страны располагают приличными ВВС и оперативно-тактическими ракетами).
Принятая на вооружение в 2007 году мобильная многоканальная зенитная ракетная система С-400 "Триумф" – гордость российских разработчиков. С-400 способен эффективно уничтожать все современные и перспективные средства воздушно-космического нападения. Россия получила около десяти зарубежных заявок на поставку С-400, однако новейшими зенитными ракетными системами не разбрасывается. Кроме Турции, контракт на поставку "Триумфа" Россия подписала лишь с Китаем (официально объявлено в апреле 2015 года, КНР намерена приобрести три полковых комплекта, до 48 пусковых установок). Идут переговоры с Индией о поставке пяти полковых комплектов (до 80 пусковых установок С-400).
Очередь образовалась потому, что в военном отношении альтернативы не существует – один российский комплекс С-400 заменяет четыре более дорогих американских Patriot PAC-3. И всем потенциальным зарубежным покупателям полезнее не торговаться, а трезво взвешивать все преимущества "Триумфа".
Высокие технологии
Кого-то интригует или настораживает совместное производство ЗРС С-400, однако здесь нет зоны потенциального конфликта. Все ведущие игроки на мировом рынке оружия прекрасно знают правила. Технологии не продаются и не копируются (именно поэтому американцы партиями закупают российские ракетные двигатели РД-180 для своих космических проектов). Совместное производство не означает совместного и равноправного владения технологиями. Турция предоставляет сертификат конечного пользователя, то есть системы С-400 не будут реэкспортированы либо переданы другим государствам.
В мире существует множество совместных предприятий, на которых высокотехнологичная продукция собирается из микросхем, блоков, узлов и агрегатов, изготовленных на некотором географическом удалении. И совместное производство от этого не страдает, доминирует экономический принцип взаимной выгоды.
Технологические коллизии возможного копирования не являются препятствием для оружейной сделки Москвы и Анкары еще и потому, что сложные системы и программное обеспечение скопировать практически невозможно. Да, турецкие специалисты наверняка изучат все возможности С-400, и со временем постараются разработать свой комплекс. А пока Турция пополнит российский бюджет и даст новый толчок развитию российского ОПК. И можно прогнозировать, что в России с опережением появятся новые зенитные ракетные системы.
Еще один технологический аспект: не каждая страна НАТО может позволить себе суверенное право игнорировать точку зрения США при выборе системы воздушно-космической обороны. Турецкий президент Эрдоган проявил заслуживающую уважения геополитическую мудрость.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.