Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган встретился в Иране с руководителем республики Хасаном Роухани и обсудил ситуацию на Ближнем Востоке, в частности, референдум в Курдистане. Некоторые аналитики заговорили о том, что курдский вопрос сближает эти страны друг с другом. Нас в этом смысле интересует вопрос о том, сможет ли это сближение оказать влияние на Азербайджан.
Как известно, в том регионе, в котором находится Азербайджан, речь в основном может идти только о таких претендентах на суперсилу, как Россия, Турция и Иран. Но их геополитические интересы не всегда совпадают — как минимум потому, что каждая из стран претендует на гегемонию в регионе.
В этом смысле слова аналитиков о долгосрочных перспективах в отношениях нередко становятся предметом для различных спекуляций. Но вот создание альянсов с кратковременной перспективой более реально и перспективно. Учитывая нынешнее положение Турции, можно предположить ухудшение отношений Анкары со своими традиционными партнерами – Вашингтоном и Брюсселем. При таком условии можно говорить о кратковременном сближении между Турцией, Ираном и Россией.
Не секрет, что в числе внешнеполитических проблем Турции сирийский кризис занимает особое место, как и то, что взгляды Москвы и Анкары на Дамаск совершенно не совпадают.
При этом Анкара желает быть единственным игроком на Южном Кавказе, а Россия и Иран не разделяют такою точку зрения и вообще не считают Турцию лидером в регионе. К тому же, как отмечают лидеры России, экономические отношения между странами, испортившиеся после сбитого российского истребителя, еще не достигли "досамолетного" уровня. И Москва, вполне естественно, по-прежнему желает оставаться энергетическим лидером региона, не собираясь уступать эту важную нишу какой-либо другой силе.
Во взаимоотношениях между Турцией и Ираном также существуют проблемы. Но оба государства осознают, что чем сложнее будут их отношения, тем больше Анкара и Тегеран от этого потеряют.
Если Эрдоган поддерживал уход Асада от власти, Иран выступал с прямо противоположной позиции. Но в последнее время налицо смягчение их позиций. В частности, ожидается, что стороны обратят внимание на расширение сотрудничества в сфере энергетической безопасности.
В целом, в последнее время можно говорить о том, что в регионе набирает силу геополитический треугольник Турция-Иран-Россия. Правда, скорее речь идет о формате трехстороннего сотрудничества в вопросе урегулирования сирийского кризиса. Но реальность такова, что формат сотрудничества, рожденный ради решения одной проблемы, может быть успешно применен и при урегулировании иных вопросов.
В то же время было бы неправильно говорить о полном совпадении интересов сторон в регионе. И это естественно.
Тем не менее, несмотря на все старания, стратегическое партнерство между Турцией и Ираном может не состояться. Турция, предпринимая этот шаг, может окончательно навредить своим отношениям с НАТО и Европейским союзом.
Что касается развития взаимоотношений Азербайджан-Иран-Турция, то они могут сыграть большую роль в политических процессах в регионе. На данном этапе треугольник Россия-Иран-Турция сможет стать серьезным барьером для распространения американской политики в регионе, и создание такого эффективного треугольника на руку Баку. Ведь вполне вероятно, что треугольник, поддерживаемый официальным Баку, сможет способствовать справедливому решению нагорно-карабахской проблемы.
Несмотря на то, что Тегеран достаточно ревностно относится к усилению регионального влияния Анкары, в общем Иран расценивает Турцию в положительном русле. С другой стороны, Иран является второй после России страной, которая обеспечивает Турцию природным газом.
Турция, в свою очередь, играет роль буфера между Ираном и НАТО, и в определенной степени — Израилем. Авторитет Турции в мусульманском мире полностью затмевает сам факт существования Ирана в мире ислама. Но реальность толкает обе страны к сближению.
Анкара же переживает период напряженности во взаимоотношениях с НАТО. Политика США в отношении Южного Кавказа в определенных случаях не отвечает интересам Турции и Азербайджана, тем самым Анкара и Баку в этом смысле могут попытаться играть в свою игру, в котором в обязательном порядке найдется место и для Москвы, и для Тегерана.
В западной прессе писали о планах Вашингтона по перекройке границ многих мусульманских государств на Ближнем Востоке. План, именуемый "Большой Ближний Восток", может нанести серьезный удар также и по интересам Турции. С этой точки зрения, Анкара находится в поисках новых партнеров, по-возможности ускоряя налаживание сотрудничества с Москвой и Тегераном…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакцией.