БАКУ, 4 окт — Sputnik. В Азербайджане растет интерес к профессии педагога. Об этом в международном пресс-центре Sputnik Азербайджан заявила директора Института профессионального развития работников министерства образования АР Вафа Ягублу, выступая на конференции, посвященной Международному дню учителя, отмечаемому во всем мире 5 октября.
По ее словам, вследствие целенаправленной политики министерства образования АР только во время последнего набора на вакантные места педагогов подали заявки более 40 тысяч кандидатов. Отметим, что Минобразования объявляло о наличии 7 650 вакантных мест в школах.
Кроме того, по мнению Ягублу, в период кризиса профессия педагога является самой стабильной в мире.
В свою очередь, эксперт в области образования Малахат Муршудлу придерживается аналогичного мнения — что профессия педагога достаточно стабильная работа. Но было бы логично присвоить учителям статус государственных служащих, так как они и так трудятся во благо народа, при этом являясь работниками государственных учебных заведений.
Однако, эксперт Кямран Асадов предложил, помимо предоставления педагогам статуса государственных служащих, освободить их от оплаты коммунальных услуг. В качестве аргумента он указал, что при зарплате в 250 манатов невозможно одновременно платить за свет, газ и при этом оставаться хорошим родителем и честным педагогом, который не будет заниматься репетиторством.
Между тем, касаясь темы повышения интереса к профессии педагога, Асадов отметил, что обстановка в данной сфере совсем не та, что видится на первый взгляд. В последнее время повысился интерес только к профессии учителей в школах. Например, если в 2009 году в Баку было предложено 3360 вакансий педагогов в школах и подано более семи тысяч заявлений, то в 2011-м этот процесс охватил весь Азербайджан. А уже в 2017 году на 7 650 вакантных мест было подано 52 тысячи заявок.
Асадов рассказал о том, почему до сих пор профессия педагога не может стать престижной: все дело в заработной плате. Педагоги в дошкольных подготовительных группах (детских садах при исполнительной власти районов) получают фиксированную заработную плату в размере 120 манатов. А в школах зарплата определяется в зависимости от академических часов.
"В настоящее время в Азербайджане около 4,5 тысяч школ, в которых работают 146 тысяч педагогов. У них одна рабочая ставка равна 250 манатам. Только в Баку 40% учителей получают зарплату в размере 500 манатов. Это касается педагогов с большим стажем работы", — сказал эксперт.
Он поспешил пояснить, что новичкам столько не платят. Продолжая, Асадов подчеркнул, что неудовлетворительная ситуация сложилась и в высших учебных заведениях. В 54 вузах трудятся 12 836 человек. Там профессора и кандидаты наук получают зарплату в размере от 450 до 650 манатов, а педагоги без ученой степени — от 160 до 280 манатов.
Что касается знаний самих педагогов, то Асадов сообщил, что результаты диагностической оценки учителей общеобразовательных школ не удовлетворительны. Из 146 тысяч педагогов 40% не смогли ответить на вопросы по своей специальности.
"У нас десятки тысяч педагогов получили ноль баллов, отвечая на вопросы по своей специальности. К сожалению, на первом месте оказались учителя начальных классов. Так зачем сегодня им нужно повышать зарплату?", — возмутился эксперт.