Крупнейший мировой автомобильный рынок Поднебесной уже к 2025 году на одну пятую заполнится электромобилями. В 2016 году в Китае было выпущено около 28 миллионов автомобилей, что составило примерно треть всех машин, производимых в мире.
Пока что в стране выпускается 500 тысяч электромобилей, но уже с 2019 года их количество возрастет в разы. Даже планируется выпуск гибридных моделей автомобилей, которые параллельно с бензином и дизельным топливом будут снабжены электрическими силовыми установками.
Переход Китая на электромобили серьезно повлияет на нефтегазовые цены
Китай — не единственная страна, выразившая желание перейти на новый вид автомобилей. Ближайшая соседняя страна, Индия, также намерена постепенно отказаться от автомобилей в пользу электромобилей. Ранее Великобритания и Франция заявили об отказе от двигателей внутреннего сгорания в пользу электродвигателей. Переход на новые технологии ожидается к 2040 году.
Британия вообще намерена запретить также и гибриды. Все машины в стране должны иметь электродвигатели. Этот запрет стал частью новой правительственной программы по борьбе с загрязнением воздуха. Правительство Британии планирует серьезно повлиять на оздоровление экологической атмосферы через принятие новых законов. Перестройка же всей инфраструктуры потребует немалых денег. Скорее всего, страны ЕС также постепенно откажутся от двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Пока об этом заявили лишь Норвегия и Германия. Первая намерена завершить процесс к 2025-му, а вторая к 2030 году.
Ведущие государства в ближайшие четверть века откажутся от автомобилей с ДВС
К огорчению стран-производителей нефти, многие ведущие государства в ближайшие 20-25 лет откажутся от автомобилей с ДВС и перейдут на машины с электродвигателем. Это революционное преобразование мировой экономики потребует реорганизации всей инфраструктуры промышленности. Потребуются миллиардные вложения в создание новых заправочных (зарядочных) станций, а в идеале, как это предусмотрено в Британии, у каждого владельца электромобиля будет собственная заправочная станция в гараже.
На разработки новых деталей и двигателей тоже нужны средства. Вся старая автомобильная индустрия по производству ДВС и соответствующих деталей должна будет уступить место новым технологиям, которые еще не совершенны. Электромобили сегодня довольно дороги и недоступны обычному потребителю. И лишь к 2025 году ожидается удешевление этих машин.
Кроме того, инженерам и разработчикам нужно решать множество задач по совершенствованию электромобилей. Как известно, транспортные средства работают не только на бензине, но и на газе, дизеле, спирту. Другими видами топлива достичь скоростей ДВС, работающих на бензине, не получается. А электродвигатели являются аутсайдерами в скоростном вопросе. Но технологии совершенствуются и, вероятнее всего, в будущем эта проблема найдет свое решение. Автомобильным компаниям предстоит решать массу задач для внедрения электродвигателей. Нужно будет переквалифицировать кадры, обучить их новым технологиям. Вдобавок нужно менять все оборудование и станки.
"Глобальный водородный проект" так и остался на бумаге
Зачем все эти сложности? Ну, работают автомобили на бензине и дизеле, и никаких проблем. Неужели электромобили будут настолько экономически выгодными, что эти расходы вмиг окупятся? Или имеются другие, закулисные причины этих нововведений?
Помнится, лет 15 назад все говорили о будущем развитии водородной энергетики. Предполагалось, что все ДВС в Евросоюзе будут работать именно на этом топливе. Кое-какие успехи в этом деле есть. Сегодня, кроме ЕС, водородное топливо используют в США, Японии и других странах. В том же самом Лондоне на водороде работают более восьми тысяч автобусов.
Это экологически чистый вид топлива, добывают его из воды, угля, газа, биомассы. В результате сгорания водорода образуется вода, которая не наносит вреда окружающей среде. В начале 2000-х поговаривали, что станции заправки водородом будут установлены во всех европейских странах и нужда в бензине и других нефтепродуктах отпадет совсем. Так почему же этот вид эко-топлива не заменил полностью собой вредные виды горючего?
Дело в том, что водорода в чистом виде в природе не существует. Ученые предполагают, что где-то на глубине 60-100 километров к ядру Земли залежи водорода имеются, но технологии сегодняшнего дня не позволяют добывать его из недр. Да и, видимо, это не очень-то безопасно. Поэтому "глобальный водородный проект" так и остался на бумаге и не нашел широкого применения.
Заправочные станции существуют, водород на производствах используется, но эра бензина и дизельного топлива все еще продолжается. Получать водород из природного газа — довольно затратный путь и поэтому никто особенно этим не занимается. Можно напрямую заправлять машину газом и ездить, тоже вариант, зачем тратиться на производство иного топлива?
Над нефтедобывающими странами будет висеть дамоклов меч электродвигателей
Мотивы, по которым ЕС и другие страны хотят перейти на новые технологии, имеют совершенно ясные причины. Конечно, загрязненность многих мегаполисов как в Европе, так и Китае, Индии, Японии вызывает беспокойство у властей этих стран. Лондон, Пекин и Токио являются самыми загазованными городами мира, где практически нет чистого воздуха. Высотные здания, закрывающие доступ к воздуху, многомиллионное население, поток автомобилей и общественного транспорта делают жизнь в современном городе невыносимой. Электромобили могут частично решить эту проблему.
С другой стороны, экономике нужно как-то выживать в условиях вечных кризисов и перенасыщения рынка товарами. А введение современных технологий означает инвестирование в новые отрасли производства, создание новых рабочих мест: тут всем что-то перепадет, и ученым, и промышленникам, и рабочим.
Самая главная же причина этих нововведений связана именно с возможностью оказать давление на нефтедобывающие страны, над которыми будет висеть дамоклов меч электродвигателей. Может быть, это действительно экологически чистое производство, но чтобы оно работало, нужно добывать много энергии. Где взять ее столько? Ведь пока в должной мере не научились трансформировать энергию солнца в электроэнергию. Все эти солнечные батареи имеют низкий коэффициент действия, а создание самих панелей также является довольно грязной технологией. Что делать с панелями после завершения срока годности, никто не знает. А ведь для заправки электромобилей нужно устанавливать мощные аккумуляторы. Они заполонят все свалки, и как утилизировать миллиарды батареек? Никак. Одна головная боль, скорее всего, их будут сваливать в какую-нибудь африканскую страну. Так делается сейчас, так будут поступать в будущем.
А источником энергии для машин будущего пока могут быть только нефть и газ. И при этом часть энергии при производстве электричества, естественно, теряется. Какой смысл терять столько энергии при ее катастрофической нехватке? Никакой. А вот оказать психологическое давление на нефтегазовые страны можно. Мол, не нуждаемся мы в ваших ресурсах. Разве что купим подешевле. Современной экономике нужно много нефти и газа, очень много. Ресурсы земли же истощены, при этом цены на них должны повышаться, а вместо этого они падают. Спекуляции на мировых биржах, информационное воздействие на население планеты, разные слухи, ненужные технологии служат лишь одной цели: забирать нефть и газ по самым низким ценам, насколько это позволяет политическая и экономическая ситуация.
В нефтяном казино нужно играть по правилам
Подтверждением значимости нефти и газа для ведущих стран мира служит недавнее соглашение по разработке блока месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" (АЧГ) между правительством Азербайджана и партнерами по проекту. 14 сентября контракт между Государственной нефтяной компанией АР (SOCAR), BP, Chevron, INPEX, Statoil, ExxonMobil, TP, ITOCHU и ONGC Videsh продлен до 2050 года. Доля SOCAR в контракте увеличена с 11,6% до 25%. Также в разработку месторождений предусмотрено вложить 40 миллиардов долларов и извлечь более 500 миллионов тонн нефти.
В контракте учтены интересы США, Великобритании, Японии, Турции, Норвегии и даже Индии. А ведь Норвегия собирается уже в 2025 году заменить все автомобили у себя электромобилями. Индия тоже намерена избавляться от автомобилей с ДВС до 2030 года. Но при этом компании этих стран включаются в добычу азербайджанской нефти до 2050 года.
Что делать нефтедобывающим странам и, в частности, Азербайджану в этой игре влиятельных держав и транснациональных корпораций? История показывает, что объединиться и договориться между собой у стран ОРЕС не получалось почти никогда и бороться против совместных действий объединенной группы энергетических компаний не удается. Лучше всего в сложившейся ситуации проявлять максимум благоразумия и выдержки. В нефтяном казино нужно играть по правилам этого учреждения, проигрывая небольшие суммы и оставаясь при своих деньгах.
Азербайджан получил очередную передышку в 30 с лишним лет. В страну снова будут поступать нефтедоллары и от того, как будут эти средства использованы, зависит будущее страны и проживающих здесь людей. Следует вкладывать деньги в науку и образование с целью создания альтернативных технологий будущего. Нефть кончается и вопрос, откуда брать энергию, с каждым днем все острее и острее встает перед человечеством.
Без разрешения этой задачи технотронной катастрофы нам не избежать. Да поможет нам Всевышний, чтобы нам не привелось увидеть всех последствий возможных катаклизмов и ужасов этого явления.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.