БАКУ, 25 сен — Sputnik, Денис Пастухов. Корреспондент Sputnik Эстония встретился с художником Ровшаном Гулиевым и поговорил о живописи, жизни в Эстонии и стиле вождения автомобиля в Азербайджане. Беседа прошла в студии Ровшана в Старом городе Таллинна, где хозяин встретил гостей по азербайджанской традиции — горячим чаем со сладостями.
— Вы уроженец Азербайджана?
— Да, я родился в 1978 году под восточным ярким солнцем столицы Страны огней — городе Баку. Закончил там художественный техникум, затем художественную академию. Я член Союза художников Азербайджана. У меня две специальности: я живописец, а также занимаюсь прикладным искусством по коврам. Мне интересно разное искусство: ковер — орнаментом и технологией, живопись — прежде всего красочностью.
— А как вы попали в Эстонию?
— Я приехал в Таллинн в 2006 году — хотел отдохнуть и попутешествовать. А заодно организовал выставку ковров, которая прошла довольно успешно. После этого решил здесь поучиться, поступил в Eesti Kunstiakadeemia (Эстонскую академию художеств) на магистра, появилось вдохновение. Я остался жить в Эстонии и уже считаю Таллинн своим вторым родным городом.
— Поддерживаете ли связь со своей родиной?
— Каждый год езжу в Азербайджан и получаю там энергию — от родственников, знакомых и от города, где родился. В том числе и солнечную энергию — в Эстонии бывает слишком холодно.
— А чего вам не хватает в нашей стране?
— Как уже сказал, солнца. Оно нужно всем — и жителям Таллинна, и жителям Баку. Но я принимаю столицу Эстонии такой, какая она есть — здесь и интересные люди, и особая природа. Непривычно для меня и Балтийское море, но оно по-своему красиво. Хотя купаться в нем холодновато, с Каспийским морем не сравнить. Не хватает и гор, в моей родной стране много горных мест: лесистая Губа, современная Габала, старинный Шеки. В каждом городе в общем-то есть своя история и своя красота.
— А привычной еды вам недостает?
— Проблем с азербайджанской едой в Таллинне нет. Готовлю и сам, есть также много ресторанов, где предлагают кухню Азербайджана. Плов, долма, шашлык — все очень вкусно и доступно в Эстонии.
— В Баку довольно безумный стиль вождения. Водите ли автомобиль в Эстонии и научились ли водить по-европейски?
— У нас, азербайджанцев, много энергии, мы очень нетерпеливые люди. Это сказывается и на вождении автомобиля. Такой же и я — люблю ездить быстро.
— А спортом занимаетесь?
— Раньше занимался боксом и плаванием, держу себя в форме и сейчас — для защиты и для здоровья. Спорт всю жизнь, считаю, должен быть рядом. Интересуюсь и футболом, хотя фанатом назвать себя не могу. Иногда играю сам. Также посещал матчи сборной Эстонии, когда сюда приезжали команды Азербайджана и Турции. Как и многим азербайджанцам, мне близок турецкий футбол.
— Какое ваше направление в живописи?
— Я люблю импрессионизм и реализм. Мне нравится писать яркие, солнечные картины, а работаю я в основном маслом. Акрил использую тоже, но лишь в учебных целях — когда даю уроки живописи.
— Есть ли живописцы, на которых вы ориентируетесь?
— Это мой любимый вопрос. Без кумира и учителя невозможно вдохновляться и получать большое удовольствие. Французские художники Эдуард Мане, Пьер Огюст Ренуар и Клод Моне, голландцы Рембрандт и Винсент ван Гог. Рембрандта могу назвать своим первым учителем, делал очень много копий его работ — портретов прежде всего, и это принесло свои плоды.
— А художники Эстонии близки вам?
— В Эстонии совсем другой колорит, другая фантазия. В Азербайджане, например, более яркие и солнечные картины. Выделять кого-нибудь из мастеров в плане творчества не стану — это неэтично. Но я общаюсь с местными людьми искусства, обмениваемся опытом и делимся впечатлениями. Например, с художником Владимиром Бачу и скульптором Тауно Кангро.
— Художник Сергей Лим пишет картины на основе фотографии. Как работаете вы?
— Предпочитаю писать вживую. Особенно когда делаю этюд — с натуры получается быстро, можно уложиться за несколько часов, и такие работы покупаются лучше. Но бывает, что пишу картину и по фотографии — когда клиент, к примеру, приносит свой снимок.
— А как художнику выделиться из общей массы?
— Можно пофилософствовать на эту тему, но я бы сказал так: художник должен делать свое дело хорошо — вне зависимости от стиля: модерн это или классика. И тогда он все равно выделится, будет отличаться от других и получит признание и свою цену. У творца должен быть свой почерк.