Заур Нурмамедов, специально для Sputnik Азербайджан
Каждый раз, попадая в аэропорт, я вспоминаю слова писателя Эльчина Сафарли о том, что воздушная гавань — это шумные муравейники человеческих судеб. Можно многое узнать из эмоционального состояния каждого пассажира, оказаться свидетелем многочисленных жизненных перипетий. Но темой этой статьи отнюдь не является изучение судеб людей.
Аэропорты являются визитной карточкой любой страны. Первые минуты знакомства с городом или страной начинаются с впечатлений именно от аэропорта, который задает настроение дальнейшему путешествию.
А впечатления от Международного аэропорта Гейдар Алиев прибывающие в Баку иностранные гости получают незабываемые. Автор этих строк неоднократно видел радостные лица туристов, которые точно захотят сюда вернуться. В бакинском аэропорту насколько ярко, красочно, чисто и маняще, что даже пессимист и унылый привереда не сможет удержаться от невольного восторга.
Для прибывающего пассажира самое главное — как можно быстрее покинуть зону прилета, пройти паспортный контроль и таможню, получить багаж и добраться до города. Для отбывающего — пройти регистрацию, сдать багаж, пройти паспортный и таможенный контроль и сесть в самолет. В Международном аэропорту Гейдар Алиев эти процедуры можно пройти в ускоренном темпе, благо эта воздушная гавань не так нагружена, как, к примеру, в Киеве или Москве.
Однако, есть и обратная сторона этой медали. Речь идет о южном терминале бакинского аэропорта, где осуществляются внутренние рейсы. Этот терминал — скромный по своим размерам и не имеет тех достоинств, которым наделен тот, кому оказана честь принимать иностранных гостей.
В международном терминале есть комната матери и ребенка, для пассажиров с детьми — игровая зона, а также и пеленальные столики. Для мусульман предусмотрены помещения для совершения молитвы. Что же получается? Азербайджан — мусульманская страна, но для пассажиров южного терминала не предусмотрены даже помещения для совершения религиозных обрядов. Уборные, в которых пахнет далеко не розами — отдельная тема. В распоряжении проголодавшихся пассажиров есть кафе под названием "Баку". Но и здесь не все в должном порядке. При покупке еды и напитков, реализуемых по высоким ценам, не выдается даже чека. А главное, где надлежащий комфорт для пассажиров, пользующихся южным терминалом?
Надлежащие условия должны быть созданы не только для иностранцев, но и граждан страны. В конце концов, аэропорт построен за счет местных налогоплательщиков не для того, чтобы только зарубежные гости чувствовали себя комфортно и пели дифирамбы. На худой конец, руководство аэропорта может надавить на патриотические чувства, мол, терпите, все лучшее мы делаем для иностранцев, лишь бы они не уехали из страны недовольными. Но дело в том, что из южного терминала отправляются рейсы в такие города Азербайджана, как Нахчыван, Габала, Гянджа и Лянкяран, которые привлекают иностранных туристов не меньше, чем Баку.
Как известно, в летний период ЗАО "Азербайджанские авиалинии" (AZAL) увеличивает количество авиарейсов в Нахчыван до пяти в сутки. Так, 28 августа рейс номер 253 Баку-Нахчыван, который должен был осуществиться в 12:50, задержали из-за неисправности самолета. Не отрицаю, что такое может случиться в любом аэропорту мира. Но последующие рейсы в Нахчыван следовали по графику, а пассажиры рейса номер 253 были вынуждены почти шесть часов дожидаться отправки. Среди них, кстати, было и несколько иностранцев. Поэтому руководство Международного аэропорта Гейдар Алиев в этот раз показало зарубежным гостям и неудобства, с которыми сталкиваются местные жители.
Согласно международным правилам воздушных перевозок, при задержке рейса на срок более двух часов авиакомпания должна организовать бесплатную раздачу пассажирам прохладительных напитков, более четырех часов — горячего питание. К сожалению, ни того, ни другого пассажиры рейса номер 253 так и не дождались.
В марте текущего года, по оценке британской компании Skytrax, Международный аэропорт Гейдар Алиев возглавил список самых лучших по уровню услуг среди всех аэропортов России и стран СНГ. Такое звание по идее должно обязывать руководство ЗАО "Азербайджанские авиалинии", в подчинении которого находится бакинская воздушная гавань, заботиться о своих пассажирах независимо от их гражданства. Но, как видно из вышеприведенной ситуации, в компании думают иначе…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.