Дмитрий Верхотуров, российский политолог
Ситуация вокруг КНДР, похоже, приближается к пику своей напряженности. Появились сообщения о том, что в США началась переброска военной техники на западное побережье, к портам, где стоит военный транспорт.
Это указывает на то, что американское командование что-то готовит: если и не полномасштабную военную операцию, то, по крайней мере, усиление напряженности и угроз в адрес Пхеньяна.
В США должны как-то отреагировать на то, что КНДР обзавелась своими баллистическими ракетами, которые уже вполне доказали на испытаниях свою способность достичь территории США, по крайней мере ее островных частей.
Если это не будет сделано, то ситуация в регионе может вскоре и достаточно радикально измениться.
Дело в том, что, получив в свое распоряжение ракетно-ядерное оружие, сильно изменившее расклад сил в регионе в пользу КНДР, северокорейское руководство несомненно будет использовать этот фактор в своей политике, в том числе и в отношении Южной Кореи.
Это положение новое, возникшее недавно, буквально год или полтора назад, но особенно сильно укрепившееся после успешных испытаний этого года. До этого КНДР в целом рассматривалась как сторона вероятного конфликта, обреченная на поражение, если США с союзниками начнут войну.
В этом представлении, конечно, был ряд оговорок, но большинству экспертов казалось, что война против КНДР будет быстротечной и сокрушительной. Теперь им так не кажется. Многие стали менять точку зрения в свете появившейся у КНДР способностей ударить по противнику на всю глубину театра военных действий (ТВД). Успешный удар переведет войну в затяжной и ожесточенный конфликт, в котором еще неясно, кто сумеет остаться на ногах.
Это обстоятельство создало возможную ситуацию, о которой раньше и речи не было, настолько она смотрелась невероятной. Ситуация эта такова: США уклонится от военной операции против КНДР, оставшись на позиции политического давления и санкций, что будет де-факто признанием возросшей силы Северной Кореи. И что тогда будет делать северокорейское руководство?
Если рассмотреть позицию экспертов, то многие из них полагают, что Пхеньян ничего делать не будет. Это прямо не формулируется, но явно подразумевается их высказываниями. Прямо как в сказке: "жить-поживать, да добра наживать". С моей точки зрения, это не так, и северокорейское руководство в ситуации долгосрочного отступления США от силового решения проблемы, немедленно пустит свое ракетно-ядерное превосходство в ход для решения других политических задач, в частности, объединения Кореи.
Ракеты и ядерные бомбы позволяют осуществлять политику "кнута и пряника", в которой "кнут" — это периодические пуски, жесткие заявления, слегка замаскированные угрозы в адрес южан и высмеивание их ставки на США.
В качестве "пряника" будут призывы к объединению, чтобы всем вместе мирно зажить под созданным на Севере ракетно-ядерным зонтиком. Для КНДР открываются очень широкие возможности давления на Юг, начиная от пропагандистского нажима, и заканчивая спецоперациями.
Да, специальные отряды тоже могут быть задействованы, ибо любое возмущение на Юге и стремление дать отпор неизбежно упирается в ракетно-ядерные силы Севера.
Таким способом можно довольно быстро расшатать южнокорейское общество, склонить значительную его часть в пользу если не объединения, то сотрудничества с Севером, подготовив тем самым почву для дальнейших шагов по объединению на условиях и под началом Севера.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.