Фуад Ализаде, Sputnik Азербайджан
Коммерческое помещение, расположенное в Хатаинском районе Баку, неподалеку от оживленной трассы, переоснащается уже пятый раз за короткий промежуток времени. На этот раз оно украсилось вывеской об открытии супермаркета известной сети.
Но до этого здесь также располагался супермаркет — впоследствии закрывшийся — который входил в список наиболее популярных в столице торговых брендов. В трех из четырех случаев предприниматели открывали в этом помещении именно торговую точку, но в связи с нерентабельностью в итоге торговцы уходили и на протяжении нескольких месяцев объект пустовал.
Кстати, в нашем районе Баку владельцы предпринимают неоднократные попытки уйти от "классической" схемы магазинов. Но идеи не идут дальше того, чтобы переориентировать супермаркет на выпечку хлеба и кондитерских изделий. На этом все. К тому же нередко случается так, что напротив располагается аналогичный объект, в котором еще пару дней назад прослеживалось хоть малое оживление покупателей. И потому с трудом верится, что обе точки смогут эффективно работать, переманивая клиентов.
Конечно, нет готовых рецептов, какой бизнес следует раскручивать для получения максимальной выгоды. Но понятно и то, что не стоит начинать дело с копирования действующего рядом бизнеса, и к тому же преуспевающего.
Деловым кругам можно посоветовать стать более креативными и направить свои усилия в сферу услуг. Наиболее простой шаг — если в районе отсутствуют услуги прачечной или химчистки — можно задействовать свободные коммерческие площади в секторе бытовых услуг. Сложнее создавать арт-мастерские или семейные рестораны с живой музыкой.
В последние годы Азербайджан посещает все больше туристов, и предприниматели могут обратить внимание на организацию мест отдыха и развлечений. В частности, можно придумать какие-то новые праздники, связанные с особенностью определенных регионов, аналогично Празднику граната.
Впрочем, чтобы бизнесмены не "блуждали" в поисках идей, должны активизироваться различные отраслевые ассоциации, которые могли бы направить в первую очередь молодежь в нужном направлении.
Например, в некоторых регионах России в целях содействия бизнесу реализуют различные программы. Вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", депутат Тюменской областной Думы Эдуард Омаров привел ранее корреспонденту Sputnik Азербайджан несколько примеров. Так, 20 предпринимателей и 20 наставников в течении девяти месяцев сотрудничают, и перед ними поставлена задача в конце года увеличить бизнес начинающего предпринимателя на 20%. Другая программа — вечерняя школа предпринимателей в Тюмени, в которой ежегодно проходят обучение 100-120 человек.
В Тюмени неоднократно проводили для успешных предпринимателей из регионов России слеты, где рассматривались примеры успешного ведения бизнеса, которые можно тиражировать.
Депутат отверг мнение, что менталитет не позволит провести аналогичный обмен опытом между молодежью и предпринимателями в Азербайджане.
"Фраза, что молодежь не та, озвучена еще четыре тысяч лет тому назад. Количество талантливых и активных ребят на квадратный метр во всем мире одинаково. Наша с вами задача — создать условия, при которых талантливая молодежь как можно быстрее и с меньшими потерями может стать на ноги", — подчеркнул Омаров.
Кстати, в некоторых регионах России бизнес-сообщества даже создают своеобразную карту по открывшимся предприятиям, чтобы, с одной стороны, предотвратить чрезмерную конкуренцию, а с другой — реально увидеть пробелы и ниши в бизнесе.
По словам Омарова, не нужно сразу замахиваться на многое, надо начинать с малого, налаживать контакты между предпринимателями. "Мы готовы активно делиться нашими наработками с азербайджанскими деловыми кругами. Придите, посмотрите и сделайте лучше нас. При этом никаких денег не надо, скажите только спасибо. Ведь помогая друг к другу, мы решим многие проблемы, стоящие на пути развития предпринимательства", — заявил депутат.
Наверное, ответственным за развитие бизнеса в Азербайджане будут интересны российский опыт и наработки по продвижению бизнес-инициатив.
Молодежь реально готова создавать новые направления в бизнесе, и в этом вопросе стоит усилить работу не только государственных структур и негосударственных правительственных организаций, но и активизировать инициативы преуспевающих бизнесменов.
Меценаты в Азербайджане должны выйти из тени и активно использовать свои организаторские способности и связи для поддержки молодежи в принятии креативных решений, а не светиться очередными скандалами наподобие строительства вилл в запретной полосе на берегу Каспия.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.