Президент Палестины Махмуд Аббас призвал администрацию США убедить Израиль убрать металлоискатели со входов на Храмовую гору и предупредил о взрывоопасной ситуации, которая сложилась в Иерусалиме из-за их установки. О том, как дальше может развиваться ситуация вокруг палестино-израильского конфликта, Sputnik Азербайджан расспросил израильского журналиста Михаэля Бородкина.
- Как вы оцениваете произошедший теракт? Какую цель, по-вашему, преследовали его организаторы?
— Теракт в Иерусалиме 14 июля был одним из самых тяжелых по последствиям в последнее время. Во-первых, были убиты двое полицейских. Во-вторых, террористы пытались укрыться на Храмовой горе. В-третьих, террористами оказались граждане Израиля арабской национальности.
![Израильский журналист Михаэль Бородкин Израильский журналист Михаэль Бородкин - Sputnik Азербайджан](https://cdnn1.img.sputnik.az/img/41054/61/410546106_0:0:1000:662_600x0_80_0_0_27eaa5376e8fccba4a99e62cdd59cea9.jpg)
Следствие обнаружило, что у террористов были сообщники, вероятно, спрятавшие оружие на территории комплекса Аль-Аксы. Отсюда и причина новых мер безопасности — установка металлоискателей и камер наблюдения снаружи комплекса, так как необходимо не допустить превращения святыни в склад оружия и боеприпасов.
Однако, в палестинском обществе немедленно нашлись элементы, постаравшиеся максимально разогреть мусульман и устроить беспорядки.
Они заявили, что металлоискатели нарушают статус-кво, что, конечно, полная ерунда, так как Израиль несет ответственность за безопасность комплекса, и после такого происшествия обязан сделать все возможное для предотвращения новых терактов.
На саму мечеть, на право мусульман свободно молиться в комплексе никто не посягает. Возможно, этот момент не все поняли, но комплекс не закрыт.
Храмовую гору закрыли на два дня после теракта в качестве экстраординарной меры, но уже 16 июля она была снова открыта. А иерусалимский муфтий заявил, что нельзя молиться в мечети, если для этого надо пройти через металлоискатели.
Впрочем, сотни мусульман по-прежнему каждый день ходят в Аль-Аксу через эти рамки. Но одновременно проходят митинги, демонстранты бросают в полицейских камни и бутылки с горючей смесью, те вынуждены отвечать резиновыми пулями, число пострадавших растет, напряженность растет.
К опасным последствиям этого теракта следует добавить чисто внутренний израильский аспект. Убитые полицейские — представители израильской друзской общины, их убийцы — израильские арабы.
В итоге в последние дни есть напряженность в отношениях между двумя общинами. Многие арабские лидеры по политическим соображениям отказываются осудить теракт, и друзы справедливо возмущены такой позицией.
Пока столкновений удавалось избежать, но необдуманные слова или действия лидеров израильских арабов могут привести к взрыву.
- Как дальше будут разворачиваться отношения Израиля и Палестины?
— Что будет дальше в палестино-израильских отношениях, на сегодня переживающих не лучшие времена, то можно предположить, что палестинские террористические группировки, вроде ХАМАС и "Исламского джихада", будут стараться раскачать лодку посильнее, устраивать демонстрации, пытаться совершать новые теракты, добиваясь взрывоопасной ситуации по принципу "чем хуже — тем лучше".
Махмуд Аббас, как обычно, будет пытаться усидеть на двух стульях, с одной стороны, резко осуждая любые действия израильских властей, включая те, что призваны защитить мусульман от террористов, а с другой — пытаясь не допустить, чтобы ХАМАС перехватил контроль над палестинской улицей на Западном берегу под предлогом защиты Аль-Аксы. Естественно, это лишь усилит взаимное недоверие.
Палестинское правительство сейчас пытается организовать давление на Израиль и заставить убрать металлоискатели. Пока не получается. Арабские страны каждый день говорят, что мечеть должна быть открыта — но она и так открыта, как я уже сказал.
Что же до мер безопасности, то на данный момент отношение арабских стран довольно взвешенное. Конечно, все может измениться в любой момент, например, если пропалестинским элементам удастся начать демонстрации протеста в арабских странах.
В любом случае, на двусторонние отношения этот теракт окажет дополнительное отрицательное влияние.
- Какую роль в разрешении этого конфликта может сыграть Баку?
— Азербайджан, действительно, поддерживает хорошие отношения с Израилем и с палестинцами. Лучше всего было бы, конечно, если бы Баку объяснил Аббасу, что не стоит пытаться использовать религиозные святыни в политических целях.
Это, вероятно, стало бы самым положительным вкладом в усилия по восстановлению спокойствия в Иерусалиме.