Халид Мамедов, Sputnik Азербайджан
Новый расчет тарифов, представленный ОАО "Азербайджанские железные дороги", возможно направлен на рост поступающих средств, что можно расценивать как попытку в определенной степени справиться с финансовым кризисом, возникшим в этой структуре.
Об этом Sputnik Азербайджан сказал эксперт-экономит Рашад Гасанов, комментируя сообщение о введении коэффициента 1,2 на нижние места в купе и плацкарте во внутриреспубликанских пассажирских и скоростных поездах.
Ранее отдел по связям с общественностью ОАО "Азербайджанские железные дороги" выступил с сообщением, что начиная с 15 июля с целью повышения уровня оказываемых населению услуг, обеспечения гибкого регулирования тарифов и регулирования проездной платы в отношении базовых тарифов на нижние места в вагонах типа плацкарт и купе во внутренних пассажирских и скоростных поездах будет применяться коэффициент 1,2. Отметим, что применение коэффициента 1,2 по сути означает повышение цен на 20%.
Тем не менее, по мнению Гасанова, разъяснительная информация по поводу перехода на гибкую ценовую политику не совсем соответствует действительности, и простому гражданину это ни о чем не говорит.
"Им просто сложно объяснить людям, что происходит, и потому используют такие выражения", — говорит он.
Эксперт отметил, что в сфере железнодорожных перевозок, как и в других сферах, есть определенное развитие. "Но насколько верно связывать повышение цен с повышением уровня услуг, оказываемых пассажирам? Думаю, это несколько спорный вопрос", — заметил он. Дело в том, продолжил эксперт, что в последние месяцы в сфере качества, инфраструктуры серьезных работ не проводилось, чтобы в соответствии с этим еще и повышались цены.
А причина данного решения, отметил эксперт, в том, что сегодня железная дорога фактически столкнулась с финансовыми проблемами и стоит на грани дефолта: "Железная дорога не справляется со своими обязательствами, в свое время на ненужные и бесполезные дела было потрачено немало средств и накопились достаточно большие долги".
По его словам, данное решение приведет к формированию новой тенденции и повышению цен по другим направлениям. Если сегодня повышаются цены на железнодорожные перевозки, то в будущем это коснется метро и автобусов. "То есть формируется некий прецедент, который обусловит общее повышение ценового уровня на пассажироперевозки", — уверен эксперт.
В свою очередь эксперт-экономист Натиг Джафарли в беседе со Sputnik Азербайджан назвал заявление ОАО "Азербайджанские железные дороги" "весьма странным".
По его словам, повышение цен можно объяснить как угодно, но сам факт от этого не меняется. При этом говорить, что все это улучшит качество предоставляемых услуг, заметил эксперт, вообще неуместно.
"Как такое вообще может быть – цены на нижние места в купе повышаются на 20% и качество услуг для них улучшится, а на верхние цены не повысятся, тем самым услуги для них улучшаться не будут? Получается, услуги для тех, кто едет на верхних и нижних местах, будут разными? То есть само заявление лишено какой-либо логики", — недоумевает эксперт.
При этом он указал, что причина повышения цен проста – в "Азербайджанских железных дорогах" имеются финансовые проблемы, и повышение цен связано с желанием увеличить доходы ОАО. Но эксперт не считает, что данное решение станет эффективным, так как по мере повышения цен люди станут больше пользоваться альтернативными маршрутами.
Тем самым, растеряв пассажиров, железная дорога скорее потеряет, нежели заработает: "Возможно, в праздничные дни пассажиров будет больше, но вообще после повышения цен скорее всего возрастет число пассажиров на автомобилях и автобусах".
Эксперт также отметил, что повышать цены на 20%, определять конкретную цену и называть это системой гибких тарифов нелогично. Он напомнил, что во многих железнодорожных компаниях мира применяется система гибких тарифов. "В предпраздничные дни цены автоматически поднимаются, но в обычные дни цены заметно падают, и порой билет стоимостью в сто евро можно купить и за десять. Это и есть гибкая система тарифов", — объяснил эксперт.