Тофик Аббасов, специалист по Ближнему Востоку и СНГ, политолог
На заре рождения новых постсоветских государств взоры мировой элиты были устремлены в природно богатый Каспийский регион. Это было закономерно, поскольку он, обладая несметными природными богатствами, имел, да и продолжает иметь выгодное коммуникативное расположение. Ведущие прогнозные центры, асы геополитического анализа, фокусируя внимание на изменившейся политической карте Каспийского пространства, в один голос оценивали возможности влиятельных стран в контексте их планов по закреплению в благоприятном ареале.
Говоря устоявшейся в политическом лексиконе терминологией, международные эксперты и представители СМИ заостряли внимание аудитории на том, что перспективный регион после распада СССР стал зоной стратегических интересов великих держав. Мало кто из авторитетных исследовательских центров считал должным внять позиции элит стран региона, что влились в сообщество, имея за собой большой груз нерешенных проблем. Так, постсоветская социально-экономическая разруха только и являла собой мотив для стимулирования пессимизма.
По истечении четверти века страны региона, расправив крылья самостоятельности, не только смогли видоизменить свой геоэкономический ландшафт, но и стали полновесными участниками фундаментальных глобальных процессов. Это стало возможным благодаря накоплению надежного потенциала в социальном, экономическом, культурно-гуманитарном строительстве. Национальные элиты стран Каспийского моря смогли заполнить убедительную заявку на признание собственных геополитических интересов в одном из уникальных ареалов мира.
Казахстан в этом смысле предметно удивляет не только поступательными приобретениями, но и нацеленностью на будущее при наличии устойчивой инновационной программы действий. Пожалуй, в этом страна прочно удерживает пальму первенства, и залогом успешности является концепция национального развития, выполненная лидером страны Нурсултаном Назарбаевым.
В начале этого года глава республики благополучно инициировал третий этап инноваций, обозначив переход на новый качественный уровень развития. Предложив соотечественникам развернутую систему приоритетов на предстоящий этап, которая охватила буквально все сферы развития от образования и социального блока до сферы высоких технологий, национальный лидер дал понять обществу, что заглавной задачей является не подтягивание каких-то отдельных сфер жизнедеятельности, а буквально все отрасли и направления. Это стало своеобразным сигналом к тому, что на нынешнем этапе жизни нет первостепенных или второстепенных сфер развития, и что ориентированность на реальную эффективность во всем, что представляет собой важность, предполагает рациональные подходы и адресные решения для получения гарантированного результата. В этом и заключена суть комплексного подхода к реализации обозначенных целей.
Казахстан с 2001 года взял устойчивый курс на ежегодный экономический рост. Порой он превышал в среднем 10% в год. Это стало свидетельством рационального использования энергетического фактора, который не только вызволил республику из постсоветской отсталости, но и превратил ее в страну с конкурентоспособной экономикой, которая к смогла накопить внушительный золотовалютный резерв. Уровень бедности, инфляции, безработицы и прочие показатели отставания давно устранены, но есть один характерный показатель, который о многом говорит и на многие позитивные перемены проливает ясный свет.
Верность избранного пути подтверждает пенсионная реформа Казахстана. Сегодня на рынке пенсионных услуг страны действуют 15 накопительных пенсионных фондов, 10 компаний, осуществляющих управление пенсионными активами, обслуживание взяли на себя до 10 банков. Численность вкладчиков в накопительных фондах превысила 7 миллионов. По этим показателям Казахстан опережает даже некоторые страны Старого света при том, что переход от социально-распределительной к накопительной системе пенсионного обеспечения требует длительного времени. То, что удалось наладить, не является эталоном, и правительство продолжает поиск функциональных механизмов для дальнейшего совершенствования пенсионной системы, которая регулирует доверие граждан к законодательству, а также к реформенной программе.
Любая концепция управления, даже если она совершенна, со временем устаревает, перестает отвечать требованиям времени. Перспективно мыслящая власть, не дожидаясь разочарований, предвосхищает вызовы и сложности, инициирует изменения, вводя в действие правовые, структурные, институциональные инновации.
Своей маневренностью элита не дает вселиться в массовое сознание неверия и реально демонстрирует, что властные структуры живут не сегодняшним днем, а практически планируют грядущее.
В Казахстане за годы независимости накоплен богатый опыт планирования будущего, и тон в востребованном тренде задает президент Нурсултан Назарбаев. Характерно, что инициативы главы государства по реформе управления и налаживанию диалога с обществом всегда оправдывали ожидания масс, неизменно приносили очевидный прок.
В нынешнем году запущенные нововведения поставили цель перераспределить полномочия между ветвями государственной власти, чтобы создать приемлемые условия для перехода в постстартовый период развития. Это было закономерно, поскольку первые 25 лет независимости дали возможность объективно и трезво оценить наработанный багаж и на основе накопленного опыта оптимизировать механизмы управления.
По итогам реализованных реформ можно смело сказать, что глава государства фактически стал предводителем череды тихих революций, которые во многом стали частями глобальной национальной реформенной программы, имеющей под собой эволюционную платформу.
Президент предпринял смелый шаг, наделив правительство дополнительными полномочиями для придания большей динамичности изменениям в сфере экономики. Будучи гарантом безопасности и социальной защищенности сограждан, как и закреплено в основном Законе Казахстана, национальный лидер оставил за собой вопросы обороноспособности, внешней политики, государственного управления, защиты Конституции и обеспечения эффективной работы между ветвями власти.
Расставаясь частью своих полномочий, лидер наделил большей ответственностью исполнительную власть, которая всегда находится с народом на расстоянии вытянутой руки. Это поистине стало еще одним весомым вкладом в реализацию национального проекта по утверждению основ социально ориентированной экономики.
Расширение полномочий правительства это тонкий ход с большим прицелом на будущее. В перспективе, как видится, Казахстан, осуществляя значимые конституционные реформы, плавно и последовательно заготовит почву для гармоничного перехода к парламентской форме правления. Именно потому сегодня ответственность за создание новых органов управления и широкий блок профильных вопросов передается в ведение правительства и парламента страны.
Только людям с подлинно демократическим мышлением ведома значимость усиления роли парламента в системе государственного управления. Реальные итоги народного волеизъявления всегда оказывают мощный эффект на формирование здоровой социально-экономической атмосферы в стране и обществе. Потому предложенные президентом новшества были встречены массами одобрительно. Правительство и парламент по инициативе главы государства взяли на себя еще большую ответственность по контролю над вопросами управления экономикой, финансами, государственным имуществом и другими важными сферами. Перераспределение полномочий коснулось также судебной и правоохранительной систем, что позитивно сказывается на усилении судебного контроля, сокращении участия представителей органов дознания в гражданском и административном процессах.
Исстари мудрецы утверждали, что единственное, что нужно для триумфа зла, это — то, чтобы талантливые, прозорливые и способные на свершения люди бездействовали. Сегодняшние реалии Казахстана как нельзя точно актуализируют глубину этой истины. Реформенная философия Нурсултана Назарбаева, полнокровный диалог власти с народом делают все необходимое, чтобы дееспособные силы, национальная элита, гражданское общество страны дышали на полную грудь и выступали бы в роли активных партнеров государства в строительстве нового Казахстана. И в этом взаимопонимании есть большая созидательная энергетика.
Власть и народ, общество и государство в стране, устремленной в будущее, смогли выстроить здоровые парадигмы сотрудничества. Это позволяет отвергать имитационную практику, решительно идти на прогнозируемый результат, превращать в центральный элемент действия гармоничное сращение разума с созидательной силой. Это то, к чему всегда стремился казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев, отвергающий инерцию бездействия и личным примером увлекший за собой национальную элиту.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.