БАКУ, 5 апр — Sputnik. Для Казахстана поставлять нефть с месторождения "Кашаган" в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан при нынешних ценах на нефть – большая роскошь. Об этом Sputnik Азербайджан заявил руководитель Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан.
В ходе официального визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Баку 2-3 апреля рассматривался вопрос перспектив транзита казахстанской нефти через Азербайджан. "Мы когда-то поддержали Баку-Тбилиси-Джейхан, и в будущем есть перспектива, что казахстанская нефть пойдет и по этой магистрали в Турцию, Европу и дальше", — подчеркнул президент Назарбаев.
По словам Шабана, в октябре прошлого года Казахстан возобновил добычу на месторождении "Кашаган", и по итогам 2016 года был добыт 1 миллион тонн нефти. Добыча в текущем году будет зависеть от продуктивности скважин, и может составить от 4 до 5 миллионов тонн нефти. "Но как завил министр нефти Казахстана еще в прошлом году, экспорт нефти с "Кашагана" на 2017 год планируется по трубопроводу Тенгиз-Новороссийск со стороны Каспийского трубопроводного консорциума", — отметил Шабан.
По мнению эксперта, кашаганская нефть очень дорогая, себестоимость ее никто не раскрывает. Добывается практически сероводород, после чего данная смесь посредством установки очищается, а затем нефть закачивается в трубопровод. При этом только очистительная установка обошлась в пять миллиардов долларов, а это фактически цена нефтеперерабатывающего завода.
"И если подойти к вопросу чисто с коммерческой точки зрения, то эту нефть загонять в цистерны, отправлять в Актау, а затем танкерами до Сангачала обходится очень дорого", — завил руководитель Центра.
По его словам, при уровне цен на нефть 50 долларов за баррель для Казахстана этот маршрут — слишком большая роскошь. Но когда цены на нефть будут высокими, хотя бы в районе 70 долларов за баррель, то часть нефти с "Кашагана" можно отправить по альтернативным маршрутам. А также в том случае, если объем достигнет 20 миллионов тонн. Вот тогда с "Кашагана" приблизительно 2-3 миллиона тонн нефти и можно будет направить в сторону Азербайджана.
"Значительные объемы казахстанской нефти могут пойти в ходе второй фазы разработки "Кашагана", когда объемы добычи составят 50-60 миллионов тонн нефти. Тогда 10-15 процентов пойдет через Баку-Тбилиси-Джейхан. При этом не только по этому маршруту, но и в цистернах в направлении грузинских портов", — подчеркнул Шабан.
По его словам, дальнейшая разработка "Кашагана" зависит от цен на нефть, а также от продуктивности скважин. Освоение месторождения только начинается. Казахстан еще не начал "чертить" второй этап разработки, так как в разработку первого этапа вложено свыше 50 миллиардов долларов. Для сравнения: в разработку "Азери-Чираг-Гюнешли" (АЧГ) на протяжении 22 лет столько денег не вложили. "Но Азербайджан уже добыл 3,1 миллиарда баррелей нефти, Казахстан добыл до этого времени 7 миллионов баррелей нефти, за эти вложенные деньги. При этом второй этап разработки "Кашагана" оценивается где-то в 70, а может быть даже в 80 миллиардов долларов", — отметил Шабан.
Пока полностью исключается и строительство нефтепровода от Баку до Актау, такие объемы с "Кашагана" в Азербайджан (20 миллионов тонн нефти в год) не рассматриваются, отметил эксперт. "На повестке дня таких объемов нефти нет. Остальные объемы можно перевозить на танкерах", — отметил руководитель Центра нефтяных исследований.
По его словам, для Азербайджана казахстанская нефть — это дополнительная загрузка нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан на долгие годы. Впрочем, Азербайджан на транзите заработает не значительные средства, так как больших доходов от трубопроводов нет, к примеру, на транзите грузов по железной дороге можно заработать вдвое больше, подчеркнул Шабан.
Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (ВТС) протяженностью 1 768 километров был сдан в эксплуатацию в июле 2006 года. Пропускная способность ВТС — 1,2 миллиона баррелей в сутки. По ВТС на мировые рынки в 2016 году было поставлено 28,862 миллиона тонн нефти.
С момента эксплуатации трубопровода ВТС на 1 января 2017 года на мировые рынки было поставлено 321,538 миллиона тонн нефти.
Акционерами ВТС Со являются: BP (30,1%); AzBTC (25,00%); Chevron (8,90%); Statoil (8,71%); TPAO (6,53%); ENI (5,00%); Total (5,00%), ITOCHU (3,40%); INPEX (2,50%), CIECO (2,50%) и ONGC (BTC) Limited (2.36%).