БАКУ, 10 июл — Sputnik. Иранские железные дороги объявили о подписании с Азербайджаном инвестиционного соглашения по строительству и эксплуатации железнодорожного терминала в иранской Астаре, отмечается в сообщении иранского агентства Mehr News.
Соглашение было подписано между ЗАО "Азербайджанские железные дороги" и госкомпанией "Иранские железные дороги".
По условиям документа, правительство Азербайджана согласилось инвестировать 60 миллионов долларов в иранский проект.
Кроме того, как только срок договора между двумя сторонами истечет, все сооружения на терминале Астара будут полностью переданы Ирану.
По словам чиновников RAI, азербайджанская сторона согласилась на транзит не менее двух миллионов тонн грузов через Иран, что приведет к значительной прибыли для Исламской Республики Иран.
Как сообщал ранее Sputnik Азербайджан, 14 июня в столице Ирана Тегеране прошла встреча между председателем ЗАО "Азербайджанские железные дороги" (АЖД) Джавидом Гурбановым и генеральным директором Иранских железных дорог Саидом Мухамедзаде, в рамках которой сторонами было подписано соглашение, в рамках которой АЖД возьмет в аренду на 15 лет 1,4 километра железнодорожного пути, а также на 25 лет — терминалы в строящейся иранской станции в Астаре.
В ближайшее время ожидается очередное соглашение между азербайджанским правительством и руководством Исламской Республикой Иран о строительстве на иранской территории железной дороги Астара — Решт, в рамках которой азербайджанская сторона выделит льготный кредит на сумму 500 миллионов долларов. Реализация проекта строительства железнодорожной ветки Астара — Решт ориентировочной стоимостью 1,1 миллиарда долларов, позволит соединить азербайджанские и железные дороги на всем протяжении МТК "Север-Юг".
Азербайджанская сторона уверена в привлекательности иранского маршрута, который в первую очередь позволит поставлять азербайджанские товары в страны Персидского залива. Кроме этого, Иран — одно из ключевых звеньев в МТК "Север-Юг", рассчитанном на транспортировку грузов из Индии и стран Персидского залива в Россию, Западную Европу, Балтийские и Скандинавские страны. Основным преимуществом МТК "Север-Юг" по сравнению с другими маршрутами является уменьшение расстояния и сроков доставки грузов в два-три раза. Если перевозка грузов морским путем по маршруту Персидский залив-Суэцкий канал-Средиземное море-Балтийское море в Хельсинки происходит за 45-60 дней, то по коридору "Север-Юг время" этот срок составляет 20-25 дней.
12 сентября 2000 года в ходе второй Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге было подписано межправительственное соглашение о создании МТК "Север-Юг" между Россией, Ираном и Индией со штаб-квартирой в Тегеране.
В настоящее время на участке Ялама-Астара, расположенном на транспортном коридоре "Север-Юг", возможна перевозка до пяти миллионов тонн грузов, как и предусмотрено на начальной стадии. По прогнозам, на следующем этапе объем грузоперевозок увеличится до 10-15 миллионов тонн, для обеспечения которых в полном объеме и для выполнения норм безопасности необходимо проведение ряда технических мероприятий.