Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан
После захвата Карабаха многие образцы декоративно-прикладного искусства Азербайджана, в особенности азербайджанские ковры, попали в "плен" к армянской стороне, и сейчас находятся в разных странах.
Помимо этого, на данный момент в оккупированных Ханкенди, Агдере и Лачине компания "Карабах карпет" занимается производством ковров, выходящих под именем карабахских. На днях директор "Службы по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников" Ара Тарвердян и руководитель компании "Карабах карпет" Севак Хачатрян решили включить в программу экскурсии по музеям-заповедникам "Гарни", "Звартноц", "Мецамор" и демонстрацию наших карабахских ковров.
Насколько это правильно — использовать азербайджанские ковры с целью пропаганды туризма в Армении? Ответ на этот вопрос Sputnik Азербайджан дала руководитель Шушинского филиала Азербайджанского государственного музея ковра Сабина Азизова. Она отметила, что эта информация для них уже не новость, потому что на протяжении всех этих лет армяне занимаются присвоением многих образцов декоративно-прикладного искусства нашей страны, в том числе и ковров. По ее словам, они уже многие годы пропагандируют свой туризм за счет наших ценностей.
"Проведя исследование, мы выяснили, что у советника президента Армении Вардана Хачатряна есть большая частная коллекция ковров, большую часть которой составляют азербайджанские ковры из разных наших регионов. У него есть даже наш знаменитый ковер "Намазлы", который предназначен для намаза", — сказала Азизова.
Эксперт отметила, что Шушинский филиал Музея ковра раньше располагался в Шуше в особняке семьи Мехмандаровых и был основан в 1987 году. А в 1992 году во время оккупации города армянскими войсками сотрудникам с риском для жизни удалось вывезти часть экспозиции. Однако, после захвата Карабаха армяне построили свой цех для производства карабахских ковров и присвоили все наши узоры, но уже надписи делаются на армянском языке. Азизова добавила, что там все еще сохранился Шушинский музей, в котором хранятся сотканные армянами ковры, являющиеся точной копией азербайджанских.
"К сожалению, из этого музея мы не смогли вывезти кувшины, посуду из меди, которые сейчас армяне выставляют на своих сайтах. Нам очень обидно, но мы ничего не можем сделать, чтобы их вернуть, чтобы вновь возвратиться в Шушу и провести исследования и доказать, что они принадлежат азербайджанцам", — сказала Азизова.
По ее словам, армянская сторона решила использовать нашу тактику развития туризма своей страны и на первый план вывести якобы свои национальные ценности, то есть наши ковры, чем и этим привлечь внимание туристов. Азизова добавила, что в музее работают над всеми этими проблемами и делают все возможное для их решения. На днях Шушинский филиал Музея ковра даже издал каталог, который планируется перевести на русский, английский и другие языки, чтобы донести истину до мирового сообщества.
Председатель Акционерного общества Azərxalça ("Азерковер"), заслуженный деятель искусств, доктор философии по истории, профессор Видади Мурадов заявил Sputnik Азербайджан, что мы наблюдаем сейчас новый план Армении по присвоению истории, культуры, в том числе ковров, Азербайджана. По его словам, план очень смешон, это никому не нужная пропаганда, потому что они никогда не смогут рекламировать себя за счет карабахских ковров.
"Армяне, проживавшие в те времена вместе с азербайджанцами в различных наших регионах, многому у нас научились, в том числе и ковроткачеству. Они научились у нас ткать ковры, реставрировать и даже торговать ими", — сказал Мурадов.
Теперь они пытаются представить себя всему миру основоположниками ковроткачества, замечает профессор: "Если в любом уголке мира азербайджанец решит заняться ковроткачеством, то это никого не удивит, потому что это наше национальное качество, это уже заложено в нас и мы не нуждаемся в посещении каких-то занятий".
Также Мурадов отметил, что традиционное искусство ковроткачества Азербайджана уже многие годы включено в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО и это является самым достойным ответом на планы армянской стороны.
"Пусть постараются заставить армян, выступающих с необоснованными утверждениями, ответить на этот вопрос: почему только армяне, живущие бок о бок с народами, занимающимися ковроткачеством, в том числе с азербайджанцами, умеют ткать ковры, а проживающие в Европе — нет? На это вопрос есть лишь один логический ответ – это то, что они не являются основоположниками ковроткачества", — сказал Мурадов.
По его словам, они повторяют азербайджанскую технологию производства ковров, их цвета, символы, и за эти годы не смогли внести какие-то новшества в эту область. Профессор посоветовал армянам удивлять мир не копированием, а национальными и оригинальными ценностями.
"Каждый успех народа является плодом его таланта. Армяне могут в рамках своих возможностей ткать ковры, а точнее, повторять то, что соткали азербайджанские мастера, однако, справиться с комплексным процессом под названием "ковроткачество" у них не хватит потенциала", — добавил Мурадов.