БАКУ, 26 июн — Sputnik. Беглый взгляд на дворик между четырех десятиблочных зданий выхватил четыре магазина и еще несколько торговых точек продавцов овощей. И это неудивительно, ведь торговля соответствует нашему менталитету, и даже в известном фильме "Аршин мал алан" именно за сына купца предпочел выдать свою дочь бек, несколько нелестно отзываясь о других профессиях.
И потому, выезжая за пределы республики, испытываешь непривычные ощущения, когда приходится или искать продуктовые магазины или видеть их закрытыми. Ведь те же торговые точки в бакинских дворах порой работают круглосуточно или до глубокой ночи, особенно в летнее время.
Цены в них несколько выше, чем в более крупных супермаркетах. К примеру, ценники полутора литров минеральной воды обратно пропорциональны размеру торговой площади. То есть "во дворике" она стоит 1 манат, но далее, по мере роста размеров магазина, цена будет убывать — 0,9 маната, 0,87 маната и 0,85 маната.
Нередко на замечание покупателей, что в соседнем супермаркете товар стоит дешевле, продавец не задумываясь посылает их… в упомянутый торговый объект, заявляя, что он тут хозяин и имеет право устанавливать любые цены. В крайне редких случаях представители государственных органов могут вмешиваться в ценовую политику мелких лавок — обычно разводя руками и говоря о принципах рыночной экономики и правах предпринимателей.
Впрочем, обращает внимание на себя то, что на указанных торговых объектах практически бесполезны платежные карты. Торговля идет только наличными. Карты в ходу лишь в крупных супермаркетах, да и то порой действующий аппарат для безналичных платежей (POS-терминал) может быть один на несколько контрольно-кассовых аппаратов (ККА).
Продавцы же мелких торговых точек и вовсе уверены в том, что навязанный им властями POS-терминал — лишь необходимый атрибут, наличие которого обязательно, но использование его – это уже личное дело покупателя. Соответственно, владельцы малых объектов во дворах, обычно лично зная каждого клиента, уверены, что последний не станет настаивать на безналичном расчете. В арсенале продавца и "козырная карта" – "POS-терминал сломался", и тогда он попросит клиента либо расплатиться наличными, либо отовариваться в соседних магазинах.
Таким образом, результат налицо: по данным Центрального банка АР, количество POS-терминалов в розничной сети Баку сократилось по итогам января-апреля на 300 единиц, и составило на 1 мая 39 278 аппаратов. В феврале же 2015 года их количество достигало 49 699, но за два с половиной года сократилось на 10 421. Фактически каждый пятый владелец торговой точки по тем или иным причинам отказался использовать POS-терминалы, что и нашло отражение в официальной статистике Центробанка.
И все это происходит на фоне вступления в силу с начала этого года закона "О безналичных расчетах". То есть заработная плата и другие доходы отныне начисляются только на платежные карты либо банковские чековые книжки, в противном случае нарушителей ждут крупные штрафы.
Но, как видим, население пока не использует свое право и не требует у владельцев магазинов POS-терминалы, чтобы расплатиться картой. А между тем, правительство, стремясь внедрить безналичные расчеты, должно в первую очередь рассчитывать не на "кнут" в виде штрафов, а на "пряник", подразумевающий предоставление льгот как продавцам, так и покупателям. Речь, к примеру, идет о снижении НДС с нынешней ставкой 18%. В частности, при покупке товара клиентам и продавцу можно было бы предоставить скидки по данной ставке, и подобные предложения уже находятся на рассмотрении правительства.
Остается надеяться, что "пряник" будет слаще и станет стимулом для владельцев торговых объектов самим предлагать покупателям пользоваться картами при покупках. В противном случае негативную тенденцию отказа магазинов от POS-терминалов, и в первую очередь — в "дворовых" точках, преодолеть не удастся.