Михаил Нейжмаков, ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций
После заявления Минской группы ОБСЕ в мае 2017 года официальный представитель МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев назвал подход данных международных посредников "несправедливым и необъективным". Представители Баку тогда отмечали, что МГ ОБСЕ должна призвать стороны к субстантивным переговорам.
В июньском заявлении МГ ОБСЕ призыв к таким переговорам содержится, а целый ряд армянских наблюдателей выразили явные опасения по поводу его тональности.
В этом смысле, заявление сопредседателей по итогам визита в регион стоит считать определенной дипломатической победой Баку.
При этом, призыв посредников к субстантивным переговорам еще не означает скорого начала такого процесса.
В марте 2017 года премьер Армении Карен Карапетян заявил: "Я не исключаю, что некоторое время спустя мы сядем и договоримся с Азербайджаном о правилах игры".
Однако, как минимум до апреля 2018 года, когда истекут президентские полномочия Сержа Саргсяна, Армения будет находиться в состоянии неустойчивого внутриполитического равновесия.
При этом карабахская тема будет активно использоваться во внутриполитической риторике в Армении. Причем после прошлогоднего выступления "Сасна црер" даже террористические атаки против кого-то из ведущих политиков данной страны нельзя исключать.
Для ведущих игроков армянской политики идти на серьезные переговоры с Баку в таких условиях рискованно. Это наверняка будут учитывать, например, и в России.
Предыдущие попытки форсировать переговоры между представителями Баку и Еревана не привели к серьезным подвижкам. Отметим, например, встречу глав МИД двух стран в Москве, состоявшуюся 28 апреля 2017 года.
Это не значит, что международные посредники не будут предпринимать новых шагов по организации переговоров. Вероятно, тут стоит ожидать не только традиционных усилий Москвы, но и роста активности, к примеру, Парижа.
Новый президент Франции Эммануэль Макрон явно хочет подчеркнуть свою самостоятельную роль в международной политике. Недаром посол Франции в Азербайджане Аурелия Буше заявляла, что Макрон не пожалеет усилий для урегулирования конфликта.
Тем не менее, максимум, что сейчас могут международные посредники – сделать все возможное, чтобы избежать масштабной эскалации конфликта. А также готовить почву для более серьезных переговоров в будущем.
Но даже если страны-посредники всерьез возьмутся за форсирование таких переговоров, ориентированных хотя бы на промежуточные конкретные результаты, это будет медленный процесс – движение "тектонических плит".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.