Ирада Джалиль, Sputnik Азербайджан
Одиночество – это когда тебе некому рассказать о своей беде, не с кем поделиться своим горем. Ты плачешь, успокаиваешься и ждешь — того дня, когда вновь обретешь потерянное.
Так бабушка Сабира описывает одиночество – состояние, до боли знакомое этой тихой обитательнице дома престарелых.
Она проживала в доме всего несколько дней, когда я познакомилась с ней – пожилая женщина старалась привыкнуть к новой жизни. Но иногда все же она уходит в свою комнату и горько плачет – о своей жизни, потерянных годах, любимом муже и сыне, которого не видела много лет.
Себя бабушка Сабира называет спокойной и совершенно неразговорчивой. Но все же она решила рассказать о своей жизни, хотя для нее это было непросто – каждый раз, когда перед ее глазами встают картины прошлого, ее глаза наполняются слезами. Бабушка вытирает слезы, старается улыбнуться и продолжает историю своей жизни.
"Мамочка"
Сабира Абдулзяка коренная бакинка. Ее отец родился в Ичеришехер (Старый город), работал председателем районного комитета в поселке Маштага, а мама родом из Нардарана. Детство у Сабиры было счастливое. Несмотря на тяжелые послевоенные времена, отец старался делать все, чтобы семья ни в чем не нуждалась.
В 26 лет Сабира вышла замуж. Это был брак по любви, о чем несложно догадаться по слезам, выступившим на глазах пожилой женщины, как только она стала говорить о своем муже. "Он вырос без матери, не видел материнской любви и ласки, наверно поэтому всегда называл меня "мамочкой", — вспоминает бабушка Сабира.
Ее мужа звали Сардар Абдулзяка. Он был жертвой сталинских репрессий, рос в детских домах, продолжает она. Родителей Сардара арестовали, когда ему было четыре, а его сестре – два года. Дети вместе прожили в интернате несколько лет, но после девяти лет мальчиков и девочек отправляли в разные детские учреждения. Так Сардар потерял и свою сестру.
"Потом я дала объявление в газету "Известия" чтобы найти ее, но не получилось. Сказали, что наверняка ее удочерили. В газете нас попросили прислать детскую фотографию. Но откуда у меня фотография двухлетнего ребенка?", — говорит она.
Сардар вырос, отучился в профтехучилище, потом работал на корабле, там же и жил. Товарищи по работе и познакомили Сабиру с Сардаром: "Мы поженились, у нас родился мальчик. Другой сын родился недоношенным и умер еще младенцем".
Они прожили вместе счастливую жизнь. Но в 1984 году Сабира получила тяжелый удар – ее муж скончался от рака. Ему было 50 лет.
Одиночество
После смерти мужа она посвятила всю свою жизнь сыну. Тот вырос, уехал в Бишкек работать, и с того времени женщина осталась одна.
"После того как мы поженились, я не работала. Муж сказал, что у меня и дома дел много, лучше мне не работать. После его смерти я получала четвертую часть его зарплаты как пенсию", — продолжает бабушка. В последние годы оборвалась связь с сыном, мать ничего о нем не знает – жив он или мертв, ей неизвестно.
Рассказывая о том, как она оказалась в доме престарелых, поначалу бабушка Сабира сообщила, что ее поместили сюда сотрудники министерства труда и социальной защиты – ввиду плохих условий проживания.
Но оказалось, что она попросту не хотела говорить о том, что ее обманули. По мере беседы пожилая женщина все же проговорилась, что в свое время оказалась жертвой мошенников, правда, не назвала их имен. "Мне обещали, что если я подарю квартиру, они будут за мной ухаживать до самой смерти. Я так и сделала, а эти люди продали мою квартиру, и я осталась на улице", — говорит несчастная женщина, и ее слова вновь прерываются слезами.
И хотя пожилая женщина теперь живет в хороших условиях, окруженная заботой и уважением окружающих, ее глаза полны грусти и разочарования — ничто не заменит ей потерянную семью, а вместе с ней и счастье…