БАКУ, 16 мая — Sputnik. Применение каких-либо скидок на предустановленные страховые премии при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) является незаконным и в конечном счете может привести к нарушению прав страхователей.
Об этом Sputnik Азербайджан сообщили в Бюро обязательного страхования (БОС), вынужденного напомнить об этом правиле не только гражданам, но и страховым агентам.
Договоры обязательного страхования в стране оформляются на основе страховых премий, установленных органом надзора над финансовыми рынками по каждому из видов обязательного страхования, и любые отклонения от этих тарифов являются недопустимыми, говорится в заявлении Бюро.
Тем не менее, в некоторых случаях при приобретении гражданами полисов обязательного страхования страховыми посредниками (агентами) предлагаются различные скидки на страховые премии. В основном такие случаи встречаются в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности.
Водителям, приобретающим полис обязательного страхования по тарифам ниже предустановленных государством, следует знать, что страховая компания может не удовлетворить их требование в случае наступления страхового случая в будущем. В ряде случаев некоторые страховые агенты, демонстрируя корыстное поведение при продаже полисов обязательного страхования, вносят в систему страховой компании данные не автотранспортного средства, которое хочет застраховать клиент, а принадлежащего той же марке, но имеющего меньший объем двигателя. В результате такой фальсификации данных и формируется меньшая сумма страховой премии по договору обязательного страхования.
Так как внесение данных в систему происходит без участия самого страхователя, эта сумма позиционируется страховым агентом как дисконтный тариф, что и приходится по душе клиенту: он думает, что полис обязательного страхования, приобретаемый именно у этого агента, является более выгодным по сравнению с предложениями других посредников.
К сожалению, удовлетворенность страхователя длится до наступления первого страхового случая, когда страховой компанией выявляется факт несовпадения данных, указанных в договоре, с реальными показателями, и таким образом, страховое требование гражданина оказывается под большим вопросом.
Сегодня встречаются и случаи подстрекательства агентов к недобросовестному поведению со стороны некоторых страховых компаний, нарушающих правила честной игры с целью захвата большей части рынка, отмечают в Бюро. Согласно закону, страховщик вправе тратить 20% страховых премий, поступивших от продаж полисов обязательного страхования, на расходы, связанные с ведением дел, включая 15% на комиссионные выплаты за услуги страхового посредничества.
Скидки, предлагаемые страхователю, приобретаются исключительно за счет определенного дефицита бюджета страховой компании, что впоследствии приводит к низкокачественному обслуживанию страхового требования в будущем со стороны компании. По этой причине гражданам следует иметь дело с теми страховыми компаниями, которые оказывают не дешевые, а более качественные услуги. А главным показателем качества обслуживания со стороны страховой компании является своевременное и полное обеспечение выплат при наступлении страховых случаев, подчеркнули в БОС.
С целью предотвращения несправедливой конкуренции, возникающей вследствие массового предложения скидок на рынке обязательного страхования, а также повышения качества страховых выплат применение страховщиками и их агентами каких-либо скидок на страховые взносы по обязательным видам страхования запрещается как законом, так и многочисленными предупреждениями со стороны Палаты надзора над финансовыми рынками АР.