Эмилия Абдуллаева, специально для Sputnik Азербайджан
"Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера". Именно с этих слов одного из основоположников прагматической педагогики Джона Дьюи, хотелось бы начать говорить о теме дошкольного образования…
Еще пару лет назад понятие "Дошкольная подготовка", уже давно получившее широкое распространение во всем мире, воспринималось как нечто чуждое нашим традициям, ибо ответственность за дошкольную подготовку брали на себя родители. Но, несмотря на все усилия и желание всесторонне подготовить свое чадо к школьной среде, получалось не всегда качественно.
Сегодня ответственность за дошкольную подготовку берет на себя государство. Развитие дошкольного образования занимает важное место в государственной политике Азербайджана. Данный пункт нашел также свое отражение в Государственной стратегии по развитию образования в Азербайджанской Республике.
Дошкольное образование в современном мире – это фундамент, который увеличивает качество образования в целом. Именно на этом этапе будут строиться и развиваться в дальнейшем характер, навыки, способности ребенка. Будучи первой и самой важной ступенью образования, оно помогает детям с раннего возраста налаживать контакты со своими сверстниками, интегрироваться в общество, обеспечивает формирование мышления и первых жизненных знаний, подготовку к школьному образованию, психологически-устойчивой адаптации и взаимодействии с внешним миром.
В 2016-2017 учебном году в Азербайджане за счет государственного бюджета в 2795 общеобразовательных школах было создано около 4410 дошкольных групп, куда было привлечено 86,970 тысяч детей в возрасте пяти лет. В процентном соотношении — это 55 процентов детей пятилетнего возраста. К 2020 году планируется, что группы дошкольной подготовки охватят 90 процентов детей.
Целью занятий, проводимых в дошкольных группах четыре раза в неделю, является подготовка детей к учебному процессу и усвоение ими определенных знаний и навыков. Каждый день проводится по три урока, каждый из которых длится 35 минут. На этих уроках детей учат умственным, физическим, социально-эмоциональным, познавательно-речевым, коммуникативно-личностным и тому подобным важным навыкам.
На днях министр образования Микаил Джаббаров подписал приказ о создании в 2017-2018 учебном году подготовительных к школе групп в общеобразовательных школах по всей Республике.
Занятия будут проводить опытные педагоги начальных классов, показавшие высокий результат в диагностическом оценивании и которые на следующий год набирают первый класс. Это очень хорошая практика для обеих сторон: учительница знакомится с детьми, вычисляет их индивидуальные особенности, ищет подход, а ребенок, в свою очередь, заранее привыкает к учительнице, к ее требованиям. Кроме того, посещая школу во время подготовительных занятий, ребенок знакомится с самой школой, с практикой сидения за партой, поднимания руки при ответе, работой с тетрадью и т.д. Придя в школу на следующий год, он входит в уже знакомое помещение.
Как показывает международная практика, в развитых странах посещаемость дошкольных учреждений очень высокая. К примеру, в США дошкольное образование охватывает 69 процентов детей, в Германии – 96 процентов, в Бельгии и Франции – 100 процентов.
Самое главное, что родители должны помнить, отдавая ребенка в дошкольную группу – это то, что дошкольная подготовка закладывает психологическую готовность ребенка к школе, основы его нравственного поведения, привычек и всего того, что будет необходимым ему в дальнейшей жизни.