"В исламе есть такое понятие, что по прошествии нескольких десятков лет внука можно похоронить в могиле деда. Его кости собираются в сторонку и там погребают другого человека. По законам шариата могила должна сровняться с землей и со временем быть потеряна", — отметил Гасанов.
Но, по его словам, правда такова, что никто не хочет терять место своих близких на центральном кладбище и порой там хоронят других родственников. Однако, таких случаев встречается не так уж много. Не все решаются. Многие все же предпочитают, чтобы тело было погребено в другом месте. Да и психологический фактор имеет большое значение.
И хотя не часто встретишь людей, которые, например, вскрыли могилу матери и опустили туда брата, но все же подобные случаи встречаются в жизни. И обусловлены они нехваткой мест на кладбище.
Как рассказал Гасанов, в настоящее время в ведомстве ТГУНБ находятся 32 кладбища. В захоронениях в центре Баку давно уже практически нет мест. Есть небольшие участки, много лет назад приобретенные отдельными жителями города и огороженные для себя рядом с умершими супругами.
Но уже второй год ТГУНБ не выделяет участков для всей семьи. А согласно нормативам, на каждого человека приходится 5 квадратных метров земли. Дополнительно можно огородить еще пять квадратных метров для супруга.
Свободные места для захоронения имеются на окраинах Баку. А чтобы решить проблему отсутствия места, был поднят вопрос выделить новую территорию для могил.
Между тем, представитель ТГУНБ поделился, во сколько обойдется родным процесс предания земле тела покойного.
"В Баку имеется около ста кладбищ, из них всего 32 принадлежат нам. Остальные находятся в ведомстве муниципалитетов, исполнительных властей. На наших государственных кладбищах места для захоронения являются бесплатными", — сказал Гасанов.
Но при всем этом существует государственная пошлина в размере 63 маната. Это касается мусульман. А для приверженцев других религий государственная пошлина равна 79 манатам. Причиной этого являются затраты на погребение в гробу. Вдобавок родные покойного должны потратить около двухсот манатов на строительные материалы – это камни, кирпичи, цемент, песок, услуги могильщиков.
Кстати, живые и после смерти не дают мертвым покоя. Порой работники кладбищ сталкиваются с фактами вандализма. Бывают случаи, когда сборщики металлолома, ничем не брезгуя, демонтируют железные решетки вокруг могил.
А иногда родственники пытаются перенести могилы за границу или в другие районы. Впрочем, не всем это разрешают делать: в первую очередь необходимо представить документ, подтверждающий родство с покойным. Затем получить справку в Санитарно-эпидемиологической станции о причинах смерти. Если человек скончался в результате заразной болезни, трогать его никто не разрешит.
Кроме того, нельзя вскрывать могилу в течение года. А если тело было захоронено в сырой земле, то переносить могилу не разрешается в течение первых трех лет с момента погребения.
Как пояснил Гасанов, переносятся останки в цинковом гробу. В год в ТГУНБ поступает не более десятка обращений в связи с переносом останков.
Наряду с этим, Гасанов развеял слухи о планах перенести целое кладбище в Ясамальском районе, заявив, что таких работ не запланировано.