Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан
В популярную телевизионную интеллектуальную игру "Что? Где? Когда" играют представители разных стран мира, но не всем им удается вписать свое имя в историю этого телешоу. Одним из его самых ярких игроков является азербайджанец Ровшан Аскеров. Обычно знаток отвечает на вопросы телезрителей, но в этот раз он стал респондентом Sputnik Азербайджан.
— Ровшан, вас очень трудно застать в Баку…
— Да, застать трудно, но я часто приезжаю в Баку или в командировку, или во время съемок. Здесь живет моя семья – мама, сестра. Иногда приезжаю вместе с семьей, чтобы отдохнуть. По-разному бывает.
— Приезжая на родину, какие места всегда посещаете?
— Каждый раз приезжая в Баку, обязательно посещаю Ичери шехер – это мое любимое место, потому что я тут родился. А учился я в школе номер 27. Иногда туда тоже захожу, хотя там уже нет моих преподавателей. Также посещаю бульвар, поселок Ахмедлы, где мы жили до переезда в Москву. В Баку прошло мое самое яркое и счастливое время – детство. Когда мы маленькие, нам кажется, что всегда будет так же хорошо, тебя защитят папа и мама. А дома мое самое любимое место – это мамина кухня.
— Как мне известно, в этот раз ваш приезд связан с открытием выставки вашего отца — заслуженного художника Азербайджана Энвера Аскерова…
— Так получилось, что мы с отцом родились в одном и том же месяце – в мае. Первого числа у него день рождения, а четвертого у меня. Мы всегда отмечали вместе. Я решил открыть выставку именно в день его рождения. Я считаю, что он один из самых лучших художников Азербайджана, который очень любил свою родину и большинство его картин пропитаны именно этой любовью к Абшерону, Баку. Он писал картины различных жанров и стилей. Для него не было каких-то запретных тем и недоступных для него направлений. Он всегда экспериментировал. Всегда хотел показать, что азербайджанская живопись многогранна.
Я просто захотел, чтобы работы моего папы увидело больше людей. Я считаю, что художник жив до тех пор, пока живы его работы. Выставка проведена для того, чтобы почитатели его творчества вновь пришли и увидели его работы, встретили на ней своих старых знакомых, пообщались. Папа всегда говорил, что выставка для него — это способ общения с людьми, для которых он пишет работы.
— Вы также примете в Баку участие в игре "Что? Где? Когда?" в качестве ведущего, поэтому не могу не спросить: как вы оцениваете уровень подготовки азербайджанских знатоков?
— Знаете, я не делю знатоков на национальности. Люди либо умеют что-то делать, либо не умеют. Это никак не связано с тем, где географически находятся они на тот момент. На днях команда моего друга Балаша Касумова одержала победу и получила право участвовать в главной игре сезона – финале года. Думаю, это лучший ответ на ваш вопрос. Нельзя забывать, что именно в Баку не раз проводились первые чемпионаты мира по "Что? Где? Когда?" по инициативе президента Азербайджана Ильхама Алиева. Также одна из первых телевизионных игр этой передачи снималась в Баку. Потом Балаш давал советы украинской, грузинской, белорусской версии. Успех бакинской игры привел к тому, что он стал популярным.
— Как можно стать профессиональным знатоком? Многие считают, что для этого нужно больше читать…
— Я вообще против понятия "профессиональный", потому что профессионал — это тот человек, который получает деньги за свою работу. Мы же не зарабатываем их, отвечая на вопрос. Читать надо, но нужно понимать, как дальше будете применять то, что прочитали. Если вы в нужной ситуации не примените прочитанное, то какой смысл от вашего чтения? Эта игра хороша тем, что она учит применять свои знания, не бояться высказывать свое мнение и главное — отвечать за него потом.
— Вашей команды не было в зимних сериях…
— Да, потому что мы будем играть в финале летней серии в июне. Мои московская и бакинская команды состоит из пяти девушек.
— Почему девушек?
— Наверное, потому что я – мужчина. Это логично. Я считаю, что любой мужчина лучше раскрывается в обществе женщины, также и наоборот. Мне кажется, что мне играть проще, когда я люблю своих партнеров, а любить проще женщин. Мне все время хочется для них сделать чего-то большее. Правильно говорят: женщина вдохновляет мужчину на какие-то поступки, решения, хочется соответствовать, быть лучше. Я считаю, что мои московская и бакинская команды самые лучшие в Москве и Баку.
— Как вы считаете, сейчас конкуренция среди команд большая или такое было раньше?
— Сейчас появилось очень много новых команд. Молодые, они очень агрессивные. Они пришли и хотят показать, что также сильны, и уже пришло их время. Ну, пусть докажут, если могут это сделать. Я не считаю, что им нужно как-то помогать, поддерживать. Если они пришли в этот клуб, то пусть доказывают свою силу в жесткой, настоящей борьбе.
Считаю, что неправильно требовать, чтобы к ним лояльно относились. Почему я должен сегодня к ним отнестись лучше, если завтра они могут выпихнуть мою команду из финала? У нас сразу начинается конкурентная борьба. К примеру, Роман Оркодашвили мой близкий друг. Мы с ним можем прекрасно проводить время до и после игры. Но во время игры я не могу сказать, что буду болеть за успех его команды, потому что это будет означать проигрыш моей. Интересы пяти девушек моей команды мне дороже всего. Даже если бы моя жена играла в другой команде, я бы все равно не болел за нее.
— Вы часто конфликтуете во время игры и вас во многих российских СМИ называют "скандальным знатоком"…
— Прессе ведь надо о чем-то писать. Любую ситуацию можно раздуть, даже если она не конфликтная. Я считаю, что нужно быть искренним в любой ситуации. Вот тебе что-то не нравится и лучше сказать сейчас, чем промолчать и выглядеть хорошим, а потом уходить и держать в себе эту злобу. Мне проще высказаться сразу, невзирая ни на что. По крайней мере так вы поймете, со мной можно ходить в разведку или нет. Я все время говорю, вот эта ситуация мне не нравится по такой-то причине. Во время игры могу троллить, задевать, выводить из состояния равновесия своих близких друзей для того, чтобы они проиграли. Я считаю, что все это естественно. Просто есть какие-то нормы, по которым так себя вести нельзя. Не понимаю, почему? Не люблю подстраиваться. Я за искренность отношений.
— Но ведь своими словами вы многих обижаете…
— Мой друг Роман Оркодашвили мне все время говорит: "Тебя могут любить две категории людей – те, кто тебя не знают, и те, кто очень хорошо знают". Для меня, если человека ругают, это повод задуматься, а может в нем есть что-то хорошее. Составлять мнение о человеке на основе мнения другого — вообще неправильно. Мне все равно, что обо мне скажут.
— Даете какие-то советы начинающим знатокам?
— Если спрашивают, то да. Я не могу кого-то учить, потому что и я не всегда все делаю правильно. Когда что-то спрашивают у меня, я всегда говорю, что я бы сделал так, но как вы будете делать, это ваше право. Каждый должен принимать решение, опираясь на собственные ошибки. Я люблю играть по максимуму, открыто, рискованно и смело.
— Когда-то жалели, что рискнули?
— Нет. Нужно и проигрывать красиво. Зато есть, что вспомнить. Как Оскар Уайльд, лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть.
— Ваша супруга тоже играла в "Что? Где? Когда?"?
— Да, раньше играла, а сейчас занята только семьей и детьми. Кто-то ведь должен в семье быть нормальным. Я считаю неправильным, когда муж и жена занимаются одним и тем же, потому что хочешь не хочешь между ними возникает соперничество. Хотя есть пары, которые ладят. К примеру, у меня в команде играет Катя Мереминская, ее супруг тоже знаток Станислав Мереминский. Во время игры мне тяжело. Я им все время говорю: девочки я понимаю, что ваши мужья в этой команде, но я не буду болеть за них, потому что они наши конкуренты. Я знаю, что в глубине души они тоже это понимают. Я бы не смог жить в семье с человеком, который тоже играет в эту игру. Моя супруга сама сделала свой выбор и выбрала семью.
— И напоследок, что вы хотите сказать начинающим знатокам?
— Делайте, что считаете нужным и не бойтесь. И самое главное — не слушайте ничьих советов. Нужно понимать, что совет – это чужой опыт, а не ваш. Я сам всегда прислушивался к советам отца и не жалею об этом. У меня свои убеждения, правила в жизни. Считаю, что никому ничего не должен объяснять. Я даже не уверен, что имею право своему сыну что-то говорить, потому что он живет в другом мире. То, что было ценно для меня, для него не ценно. Я чего-то добился только благодаря тому, что не слушал советов и пытался все делать по-своему. Главное — не бояться принимать решение.