Павел Клачков, российский политолог
Последние три года между Германией и Россией идет процесс разрыва связей. Они ниточками обрываются одна за другой. Политические, экономические, даже личные. Мне известны примеры. И вот что-то толкает Ангелу Меркель лететь к Путину на встречу.
Это похоже на внешний толчок, на воздействие непреодолимых обстоятельств. Есть хороший официальный предлог — подготовка к июльскому саммиту G20 в Гамбурге. Но после анализа ситуации во внешней политике Германии складывается впечатление, что Меркель запуталась, ей не хватает понятных ориентиров, чтобы с немецкой четкостью следовать им. Она "поплыла".
Меркель тревожат большие и непредсказуемые риски на украинском направлении. Который год она упорно играет на обострение отношений Европы и России. Сейчас к тому же на нее давит внутриполитическая обстановка. Бабушку германской политики выталкивает на встречу с Путиным судьба парламентских выборов, а они не за горами — 24 сентября 2017 года. Результаты голосования либо оставят ее во власти, либо пост канцлера достанется социал-демократу Мартину Шульцу.
Никакого оптимизма по поводу встречи Владимира Путина и Ангелы Меркель у меня нет. Между Германией и Россией сейчас бездна непонимания и взаимных страхов. Разгрести это невозможно за одну встречу, и даже за несколько встреч. Столько наворочено тут за последнее время подозрений и упреков. Нерешенный украинский вопрос ломает даже самую хрупкую надежду на восстановление добрых отношений России и Германии. А прорыв в дискуссиях по поводу Украины невозможен без резкой смены позиции какой-либо из сторон.
Да, она едет от Трампа, с которым встречалась 24 апреля. Будет манипулировать этим фактом, выжимать из факта своей встречи с американским лидером максимум при общении с Путиным. Но все равно веское слово будет непосредственно за лидером США. Меркель вне диалога с США не имеет абсолютного веса и достаточной силы.
Сейчас популярна песня группы "Грибы", где поется "между нами тает лед". Растает ли лед между лидерами России и Германии? Вряд ли. Льда там айсберги, горы ледяные. Но определенная выгода может быть для двух сторон. Меркель сыграет на публику, обозначив преданность курсу НАТО. Российская сторона не ждет особого прорыва, но в дипломатической игре перед личной встречей Путина и Трампа предстоящая встреча станет определенным этапом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.