БАКУ, 2 мая — Sputnik. Нередко, оказавшись в автомобильном заторе, многие автолюбители высказывают свои предложения по регулированию транспортного потока. Однако, самые разнообразные идеи о том, как лучше навести порядок на дорогах Баку, сходятся в одной точке, а именно — критике чиновников от транспорта.
Но, ознакомившись с проведенной 27 апреля Бакинским транспортным агентством (БТА) при Кабинете министров презентации программы "Модернизация транспортной системы Баку: нынешнее положение и дальнейшие планы", можно сделать вывод, что азербайджанские чиновники не только информированы о стоящих перед транспортным сектором проблемах, но и имеют конкретные проекты по их решению.
Ситуацию можно "разрулить"
По оценке зарубежных экспертов, нынешняя дорожная инфраструктура Баку способна справиться с нынешним трафиком транспорта, и для этого достаточно провести только несколько "косметических" изменений — в частности, это перенаправление транспортного потока, перенос автобусных остановок и мест для перехода пешеходов. В целом, по показателям ведущих развитых стран, количество транспортных средств в Баку в несколько раз меньше, чем в других крупных городах, и соответственно, если приложить усилия, то не столь сложно будет "разрулить" ситуацию с трафиком на дорогах столицы.
Итак, рассмотрим, почему все-таки поездка, которая должна занять десяток минут, занимает порой более часа? Одной из причин, тормозящих работы по модернизации столичной дорожной инфраструктуры, можно назвать бюрократизм. Так, установка нового дорожного знака требует согласования и участия не только значительного количества чиновников, но и решения высокопоставленных лиц из министерств и ведомств.
Можно только представить, сколько согласований должно пройти решение перенести, например, на сто метров автобусную остановку, которая порой парализует движение на крупных дорожных развязках, когда к ней одновременно подъезжают несколько автобусов. Но сотрудники БТА предлагают перенести порой не просто автобусные остановки, а указывают на необходимость расширения дорог и изменения некоторых направлений движения. И все это приходится согласовывать с значительным количеством различных госструктур.
В ожидании окончания автобусного беспредела
Наиболее бросающейся в глаза причиной заторов является высадка-посадка пассажиров на автобусных остановках. Порой водители занимают сразу несколько полос дороги, создавая заторы, в основном на выходе со станций метрополитена.
Несмотря на неоднократные заявления, что автобусная остановка служит лишь для высадки и посадки пассажиров, у некоторых станций метро еще можно увидеть "зазывал", собирающих пассажиров для заполнения автобуса. Многие видят решение проблемы заторов в увеличении количества автобусов с безналичной оплатой. В этом случае водители, как правило, не задерживаются на остановках в ожидании новых пассажиров.
По информации БТА, сегодня действует 69 внутригородских линий, на которых работают 1143 автобуса. В тоже время лишь на 18 маршрутах (450 автобусов) предусмотрена карточная система, то есть это лишь 39% от всего количества автобусов.
Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что в Баку ежедневно въезжают по 88 пригородным линиям еще 940 автобусов. Тем самым, доля автобусов с безналичным расчетом сокращается до 21,6% от всего парка автобусов, находящихся в столице. Осложняют ситуацию и "гонки" водителей в погоне за пассажирами.
Таким образом, решить автобусную вакханалию в столице можно, лишь ускорив перевод всех автобусов на безналичные расчеты и замену устаревших автобусов. Кроме того, в учебном автобусном центре в Зыхе необходимо провести сертификацию более двух тысяч водителей для повышения культуры вождения.
Борьба с незаконно припаркованными на стоянках такси
Наиболее трудно решаемой проблемой остаются припаркованные в не предусмотренных для этого местах автомобили. Проблема заключается в том, что владельцы автомобилей и водители такси именно в час пик останавливаются перед министерствами, ведомствами и крупными компаниями, ухудшая трафик.
При этом, если даже существуют места для парковки автомобилей, то они предусмотрены лишь для авто высокопоставленных чиновников или владельцев объектов, а не их служащих. Вопрос можно решить, создав многоуровневые парковки неподалеку от ведомств. И в целом надо более жестко относиться к вопросам строительства бизнес-центров вблизи транспортных артерий при отсутствии необходимых парковочных мест.
Дорожное управление полиции, в свою очередь, должно решительнее пресекать попытки оставлять автомобили в непредусмотренных местах. Можно выделить и специальные места для парковки такси, и при этом проводить жесткую политику в отношении таксистов, паркующихся на автобусных остановках. Еще одно решение вопроса — активнее развивать систему, при которой такси подъезжает к тому или иному объекту лишь по вызову клиента по мобильной мобильного связи. То есть, надо положить конец ситуации, когда перед развлекательными и торговыми центрами значительные места для парковки заняты такси.
Неконтролируемые пешеходные переходы
Заметно замедляют движение транспорта неконтролируемые пешеходные переходы. В последнее время количество подобных переходов значительно увеличилось, порой даже на оживленных транспортных артериях. При этом можно наблюдать, как в самый час пик граждане не торопясь, не группой, а поодиночке переходят оживленную трассу.
В связи с этим возникают заторы, и для их предотвращения стоит оптимизировать количество пешеходных переходов, при этом обязательно организовывать такие переходы лишь при наличии светофоров. Во многих западных странах существуют именно пешеходные светофоры, которые останавливают транспортный поток лишь после вызова со стороны пешехода. Соответственно, это позволяет не останавливать без надобности поток машин, при этом повторный вызов остановки осуществляется через определенный промежуток времени, что в свою очередь решает вопрос с единичным проходом пешеходов.
Требуется ускорить строительство новых станций подземки
Транспортная проблема в столице, безусловно, должна найти свое решение. Главным локомотивом должен стать общественный транспорт, и тут речь идет не только об автобусах, но и о столичной подземке. Во многих столицах мира именно станции метро на окраинах становятся своего рода хабами для пригородных автобусов. Тем самым, чем больше будет сдано новых станций метро, особенно на окраинах столицы, тем меньше пригородных автобусов будет заезжать в центр.
На сегодня в Баку, по данным БТА, автобусными перевозками занимаются 58 перевозчиков, из которых 20 — юридические и 38 — физические лица. Обслуживание населения происходит по 157 автобусным линиям, из которых 69 внутригородские и 88 — пригородные. Всего в перевозках населения задействовано 2083 автобуса, из которых 1143 машины работают на городских и 940 — на пригородных маршрутах.