БАКУ, 26 апр — Sputnik. Наличие Администрации Президента Азербайджана как государственного органа предусмотрено Конституцией страны, сказал Sputnik Азербайджан руководитель Фонда исследования "Конституция" Алимамед Нуриев, комментируя внесение изменений в закон "О государственной службе".
По словам эксперта, в соответствии с пунктом 13 статьи 109 Конституции Азербайджана, глава государства учреждает Администрацию Президента Азербайджанской Республики и назначает ее руководителя.
То, что ее название как предусмотренного Конституцией страны органа не упоминается в текущем законодательстве, не означает, что этот орган будет ликвидирован.
Для ликвидации Администрации Президента требуется внести изменения в Конституцию страны, отменить пункт 13 статьи 109-й, продолжает эксперт. А это возможно только путем референдума.
"Как известно, на прошедшем в прошлом году референдуме этот вопрос не стоял. С этой точки зрения упоминание в законе "О государственной службе" Администрации Президента не имеет никакого правового значения", – сказал Нуриев.
По его мнению, классификация государственных органов, которая представлена в этом законе, преследует цель определения категорий государственных служащих.
Согласно указу президента Азербайджана от 8 мая 2012 года, в качестве "органов, которые напрямую обеспечивают деятельность главы государства", подразумеваются Администрация Президента АР, Управление делами Президента АР и Особая медицинская служба президента АР, а под "органом, который осуществляет исполнительные полномочия главы Азербайджанского государства", подразумевается Кабинет министров АР, сказал эксперт.
Нуриев отметил, что, согласно сформировавшейся в настоящее время технике законодательства, названия государственных органов, которые находятся в подчинении президента, в текущем законодательстве, как правило, не упоминаются: "С точки зрения права упоминание органов, предусмотренных Конституцией, в разных законах не создает никаких проблем, но на практике это расценивается как вмешательство в полномочия президента".
Отсутствие в законе "О государственной службе" слов "должность главы администрации" не имеет для существования данного органа никакого юридического значения, продолжил эксперт. В действительности это изменение направлено на то, чтобы адаптировать законодательство к существующей ситуации.
"После этого изменения указанное в новом содержании данной статьи выражение "обязанности руководителя органа, напрямую обеспечивающего деятельность главы Азербайджанской Республики" будет охватывать и должность руководителя администрации, Управления делами президента и Особой медицинской службы".
Нуриев также добавил, что в статье 11 текущего (до изменений) закона "О государственной службе" администрация упоминается в четырех пунктах — 11.1.1.1; 1.1.2.1; 11.1.3.1; 11.1.4.1: "В первых трех из них Управление делами и Особая медицинская служба отмечаются как "другие органы, которые напрямую обеспечивают деятельность главы Азербайджанской Республики".
По мнению Нуриева, после изменения в этих трех статьях выражения "орган, напрямую обеспечивающий деятельность главы Азербайджанской Республики" и "другие органы, напрямую обеспечивающие деятельность главы Азербайджанской Республики" останутся, что следует расценивать как очередной недостаток этой статьи.
"Без сомнений, это технический вопрос и в следующих изменениях, конечно же, будет учитываться", – считает эксперт.
Ранее заведующий отделом вопросов законодательства и юридической экспертизы Администрации Президента Азербайджанской Республики Шахин Алиев в интервью Азертадж выразил сожаление в связи с тем, что журналистов, которые читали Конституцию Азербайджанской Республики, достаточно мало.
"Необходимо знать, что закон не может упразднить Администрацию Президента Азербайджанской Республики, потому что ее создание предусмотрено статьей 109 Конституции Азербайджана", – заявил он.
По его словам, суть изменений, которые предполагается внести в Закон Азербайджанской Республики "О госслужбе", заключается в том, чтобы включить ряд структур, обеспечивающих деятельность Президента Азербайджанской Республики, в классификацию государственных служащих. К примеру, в обеспечении деятельности Президента Азербайджана участвует не только Администрация Президента, но и Управление делами президента АР и Специальная медицинская служба Президента АР.
Тем самым в изменениях, предложенных в Закон "О государственной службе", структуры, обеспечивающие деятельность Президента АР, указаны во множественном числе.
"Название Администрации Президента может быть отражено в законе, так как оно закреплено в Конституции. Однако, названия упомянутых мною двух других структур – Управления делами президента и Особой медицинской службы — не могут быть включены в закон, так как это означало бы ограничение полномочий Президента Азербайджанской Республики", – отметил Алиев.
Согласно Конституции, Президент Азербайджана не может нарушать законы, и если бы наличие упомянутых выше структур нашло отражение в законе, то Президент не мог бы в дальнейшем при необходимости реорганизовать или переименовать их, заключил заведующий отделом.